Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Местное время 20:51:25

Петропавловск-Камчатский городской округ

Петропавловск-Камчатский городской округ

Петропавловск-Камчатский городской округ

Приоритет – социальная защита граждан


Ежемесячно все жители Петропавловска-Камчатского, как и везде в России, получают квитанции на оплату услуг ЖКХ. Сумма, указанная в этих квитанциях, у каждого разная. И зависит она не только от площади квартиры и количества проживающих жильцов, но и от финансового состояния семьи. Петропавловск, пожалуй, один из немногих городов, в котором социально уязвимые категории его жителей при оплате жилищно-коммунальных услуг защищены не только федеральными льготами и субсидиями, но и дополнительно обеспечены мерами муниципальной социальной поддержки.

Пять лет назад, в начале преобразований, в условиях полного развала системы жилищно-коммунального хозяйства, мы понимали, что, принимая жесткое, но крайне необходимое решение о приведении тарифов к экономически обоснованному уровню, о повышении их более чем в четыре раза, необходимо не просто обеспечить применение мер государственной поддержки, но и принять дополнительные меры социальной поддержки из городского бюджета. Администрация совместно с депутатами Городской Думы накануне принятия решения о повышении коммунальных платежей разработали и утвердили Программу мер дополнительной социальной помощи малообеспеченным категориям жителей города. Это была и социальная, и экономическая задача. Коммунальные предприятия начали выбираться из долговой ямы, администрация города получила возможность за счет бюджетных средств оказывать персональную помощь, а затраты на услуги ЖКХ семейных бюджетов нуждающихся - стали приемлемыми.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУБСИДИЯ

 

При оплате услуг ЖКХ существуют правила федеральной поддержки малообеспеченных граждан, которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761. В этом Постановлении установлен порядок расчета для предоставления субсидии, перечислены документы, необходимые для ее оформления.

Основанием для начисления субсидии являются сведения о доходах всех членов семьи (пенсия, заработная плата, пособия, стипендия, в этот список входят и монетизированные льготы). В случаях, когда один из членов семьи долгое время находится на лечении в стационаре, при суммировании общих доходов семьи его могут рассмотреть как иждивенца. Доходы учитываются за предшествующие обращению полгода. Также на шесть месяцев с момента обращения оформляется и субсидия.

Помимо справок о доходах граждане предоставляют документы, подтверждающие право пользования жильем (договор социального найма или документы, подтверждающие право собственности) и документы, подтверждающие родство проживающих (о регистрации или расторжении брака, свидетельство о рождении детей и т.д.) Полную и подробную информацию каждый, кто собирается претендовать на субсидию, может получить у сотрудников  участка МАУ «Расчетно-кассовый центр», которые рассмотрят каждый случай индивидуально и объяснят, какие именно документы необходимы. Одним из важнейших является документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за предыдущий период. При наличии долга может быть составлено соглашение о реструктуризации задолженности.

Для расчета субсидии существуют стандарты: это стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, который утверждается постановлением губернатора Камчатского края и стандарт предельно допустимого платежа за жилищно-коммунальные услуги от совокупного дохода семьи (эта величина составляет 22%). Существует и понижающий коэффициент, который применяется с учетом того, насколько доход семьи выше или ниже прожиточного минимума. Тогда величина может составлять уже не 22%, а, к примеру, 10% или 15%.

При предоставлении федеральной субсидии учитывается и стандарт площади. Это 33 м2 на одиноко проживающего человека, 42 м2 на семью из двух человек и по 18 м2 на каждого, если семья состоит из трех и более человек. Относительно этих стандартов площади рассчитывается и стандарт стоимости услуг и, соответственно, рассчитывается субсидия.

Необходимо помнить, что в случае, когда семья получила субсидию, но в течение двух месяцев не платит за услуги или не выполняет условия договора о рассрочке платежа, выплата субсидии приостанавливается. Граждане получают об этом извещение и приглашаются на собеседование, во время которого выясняется, насколько уважительные причины вызвали неплатежи. Ситуации бывают разные, в случаях, когда причины действительно уважительные (задержка заработной платы и т.д.), субсидию не отменяют.

Общее правило: заявитель должен быть гражданином России. Бывают ситуации, когда основной квартиросъемщик имеет российское гражданство, а прописанный у него – нет, в таком случае субсидия положена только гражданину России, если же собственник жилья – не гражданин России, но с ним проживают лица, имеющие российское гражданство, субсидия в результате не положена никому.

Все вышеперечисленное относится к предоставлению федеральной субсидии. Учитывая, что стоимость жилищно-коммунальных услуг в Камчатском крае одна из самых высоких в стране, а уровень доходов населения, особенно находящегося в трудной жизненной ситуации,  невысок,  в дополнение к государственным мерам  в Петропавловск-Камчатском  городском округе приняты муниципальные меры дополнительной социальной защиты отдельных категорий граждан.

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

 

Решением Городской Думы Петропавловска «О мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг» определены категории граждан, имеющих право на получение этой поддержки. В их число входят:

  • одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды;
  • семьи, состоящие из пенсионеров и инвалидов;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери или отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи опекунов несовершеннолетних детей;
  • одиноко проживающие и проживающие с родителями-пенсионерами студенты;
  • семьи, состоящие из студентов до 24 лет;
  • выпускники детских домов до 24 лет.

От оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах общей площади занимаемого жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг без учета членов семьи освобождены ветераны Великой Отечественной войны.

Муниципальная социальная поддержка начисляется на стоимость жилищно-коммунальных услуг за вычетом льгот и субсидий, предоставленных гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края, и предоставляется на основании личного заявления по месту регистрации по месту жительства или пребывания на территории городского округа.

Социальная поддержка предоставляется гражданам в виде уменьшения их платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.

Начисление социальной поддержки производится путем применения предельно допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15%. В случае, если среднедушевой доход семьи ниже установленной величины прожиточного минимума, предельно допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшается пропорционально отношению среднедушевого дохода к установленной величине прожиточного минимума в расчете на душу населения.

Также социальную поддержку могут получить граждане, предоставившие справку о доходах, в которой указано, что декларируемый средний уровень заработной платы ниже установленной величины прожиточного минимума, и индивидуальные предприниматели. Но для этого необходимо решение Комиссии по предоставлению муниципальной социальной поддержки по оплате  жилого помещения и коммунальных услуг. В состав Комиссии входят депутаты Думы Петропавловска, представители администрации города, общественных организаций, муниципального автономного учреждения «Расчётно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству».

С 2005 года из городского бюджета на меры муниципальной социальной поддержки выделено более 1 миллиарда рублей. Много других важных и полезных дел можно было бы сделать за потраченные на социальную помощь деньги…

 

 Жизнь в Петропавловске-Камчатском отличается от жизни в других регионах страны. Условия проживания здесь по многим критериям тяжелее, поэтому такие дополнительные, эксклюзивные меры именно у нас, в нашем регионе я считаю вполне естественными и обоснованными. Не всегда я находил поддержку в этом вопросе. Помню очень сложные переговоры в Москве в Министерстве финансов Российской Федерации с заместителем Министра, который настаивал на том, чтобы наши меры социальной поддержки были отменены ещё в 2006 году. Удалось убедить его не считать такие расходы незаконными. И у нас в крае иногда эти расходы называют популистскими, ведь на самом деле, такие расходы не являются обязательными полномочиями органов местного самоуправления. В прошлом году, в условиях жесточайшего бюджетного дефицита мы практически сдались, заявили об угрозе отмены субсидий. Но урезали другие расходы, накопили долгов по другим направлениям, а субсидии решили сохранить, стоимость предоставленной помощи составила около 160 миллионов рублей.

Отменить меры социальной поддержки несложно. Но сегодня такой шаг, по моему мнению, не может быть сделан. Повторюсь, с 2005 года на эти цели из бюджета города выплачено около одного миллиарда рублей. Что такое миллиард? Это столько, сколько нам удалось направить на ремонт дорог за этот период,  в 2009 и в 2010 годах на субсидии направлено даже больше, чем на дороги. Кто-то скажет, лучше бы направили такую массу денег на благоустройство, наш город был бы чище и уютнее, не пришлось услышать характеристику, данную Петропавловску Главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Ответ на вопрос, что важнее: дать дополнительную поддержку малообеспеченным ветеранам, инвалидам, многодетным семьям или направить эти деньги на общегородское хозяйство, - очень не простой.

Сегодня, когда около 30% населения города можно отнести к категории малообеспеченных, и они нуждаются в нашей поддержке, мы не найдём единства в ответе. Очень важно понимать, что такая муниципальная поддержка позволяет нам не только помогать справляться с проблемами большому числу семей Петропавловска, но и дает возможность продолжать экономические преобразования в отрасли ЖКХ. Ведь многие люди, оказавшись неспособными полностью оплачивать коммунальные услуги, попросту перестали бы платить совсем, а ведь неплатежи населения сегодня рассматриваются как основная угроза стабильности функционирования коммунальной сферы.

За период 2005 - 2010 годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поднимались в среднем на 18% в год, что в значительной степени связано с ростом стоимости тепловой энергии при высоких темпах роста стоимости мазута – основного вида топлива для камчатских ТЭЦ. При этом доля платежей за жилищно-коммунальные услуги из совокупного дохода граждан в среднем по городу составила около 7,5%, а количество пользователей субсидиями ежегодно росло.

  

Платежи граждан складываются из двух основных составляющих – норматива потребления и тарифа. Тариф зависит от затрат, которые несут ресурсоснабжающие организации. Норматив потребления  коммунальных услуг – величина расчетная и зависит от природных условий и конструктивных особенностей дома. Рассчитывается норматив на основании государственных методик. Чем больше площадь стен, кровли -  (ограждающих конструкций) в расчете на 1 квадратный метр площади, тем больше теплоотдача. Поэтому одно- и двухэтажные дома теряют больше тепла – это закон физики. Соответственно норматив потребления тепла в таких домах значительно выше, чем в домах большей этажности.

Даже при таких высоких тарифах и частичной компенсации из краевого бюджета стоимости электроэнергии для населения и предприятий (более 4 млрд. руб. в год) ежегодный объем убытков ЖКХ города, требующий покрытия, составляет сотни миллионов рублей. Одна из причин этому - несоответствие нормативов тепловой энергии в жилых домах фактическому объему потребления, определенному ресурсоснабжающими организациями. Дефицит средств, связанный с несоответствием норматива, управляющие компании могут компенсировать исключительно путем проведения перерасчета (корректировки) с выставлением дополнительных счетов на оплату потребителям. В прошлом году много дискуссий было по поводу перерасчета потребителям за услуги отопления. Особенно чувствительным такой перерасчет мог стать для жильцов одно- и двухэтажных жилых домов. Он так и не был проведен, убытки  легли на плечи управляющих компаний.

 

Для сокращения перерасчетов за отопление с 2010 года, в соответствии с нормами и требованиями законодательства, в Петропавловске-Камчатском в 2010 году введены дифференцированные нормативы отопления по типам домов.