Одним из символов г. Петропавловска-Камчатского является макет кораблей, установленный на двух обелисках при въезде в город. Автор этой работы Юрий Копытовский. Стела установлена в сентябре 1973 г. рабочими бригады Петра Васюканцева из ДСУ «Камчатстрой».
Корабли на обелисках символизируют пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел».
Пакетботы Второй Камчатской экспедиции «Святой Петр» и «Святой Павел» дали название гавани, в дальнейшем на берегу которой возник город Петропавловск -Камчатский.
В рапорте основателя города, руководителя камчатской экспедиции В.Беринга от 22 апреля 1741 года указано: «А вышереченная гавань к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли в оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того ж 740-го году 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавонь названа нами Святых апостол Петра и Павла».
Пакетботы строились в Охотске по присланным из Санкт-Петербурга чертежам.
В «Ведомости коиликое (какое) число к построению на один пакетбот надлежит заготовить лесов» даются измерения будущих пакетботов: длина по килю - 80 футов; ширина без обшивки – 22 1/2 фута и глубина интрюма - 11 футов 9 дюймов. В связи с тем, что предполагался заход судов в устья рек, размеры пакетботов были уменьшены: ширина - на 6 дюймов и глубина интрюма- на 2 фута 3 дюйма, и заложенные стали иметь длину по килю - 80 футов; ширину без обшивки - 22 фута и глубину интрюма (т.е. высоту от лимбербортового пояса, идущего вдоль киля до верхней палубы) - 9 футов6 дюймов.
В списке русских военных судов с 1668 по 1860 гг., составленном Ф. Веселаго и изданном в Санкт-Петербурге в 1872 г., в разделе «Сибирская флотилия» записано:«Пакетбот «Св. Петр» (вооружение бриговое) длина 80 фут, ширина 22 фут, глубина интрюма 9 фут. Строено в Охотске. Строители Ругачев и Кузьмин. Спущен в июне 1740 года».
Строительство корпусов пакетботов продолжалось 2 года 4 месяца. «Св. Петр» был спущен на воду 29 июня 1740 г., а «Св. Павел» через несколько дней - 2 июля.
К сожалению, чертежи этих пакетботов не сохранились. Специалистами были воссозданы размеры «Св. Павла», т.о. пакетботы имели по корпусу:
- длину по килю – 80 ф (24, 384 м);
- длину между штевнями – 86 ф (26,212 м);
- длину наибольшую – 99 ф (30,175 м);
- ширину без обшивки – 22 ф (6,706 м);
- ширину с обшивкой – 23 ф 1 дм;
- глубину интрюма – 9 ф 6 дм (2,895 м);
- высоту жилых помещений – 5 ф 8 дм (1, 727 м);
- осадку форштевнем – 9 ф 3 дм (2, 819 м);
- осадку ахтерштевнем – 9 ф 6 дм (2, 914 м).
Водоизмещение в соленой воде – около 311 тонн. Артиллерийское вооружение «Св. Петра» состояло из 9 трехфунтовых пушек (калибр 72) и пяти двухфунтовых (калибр 67 мм). Экипаж «Св. Петра» состоял из 78 человек, а экипаж «Св. Павла» из 75 человек.
Корабли на стеле при въезде в город Петропавловск-Камчатский не являются макетами пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», и лишь символически изображают парусные суда XVIII века.
Историческая справка подготовлена
«Камчатским краевым объединенным музеем»