ГлавнаяСтратегия развития ⁄ Приоритет – рациональному использованию имущества
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Приоритет – рациональному использованию имущества


11 марта 2011 21:19 | Просмотров: 6629

Приоритет – рациональному использованию имущества

Вопросы собственности, управления имуществом являются ключевыми при определении пути развития государства. Мы, потомки экспроприаторов и раскулаченных, воспитанные советской системой на отрицании частной собственности, на бунтарских лозунгах: «Грабь награбленное», «Все вокруг народное – все вокруг мое», еще долго будем вспоминать «ваучерную прихватизацию», спорить на тему эффективности различных форм владения квартирой, в которой живем, предприятием, на котором работаем, магазина, парикмахерской.

На понимании имущественных отношений происходит воспитание человека–гражданина. Мечтавшим о скором наступлении коммунистического рая, отдававшим все свои силы для достижения этой великой цели, и даже нам – их детям и внукам, очень сложно поверить в то, что частная собственность и инициатива намного эффективнее, чем государственная машина могут развивать экономику, что государство рано или поздно перестанет давать квартиры, сохранит в своей собственности имущество, необходимое исключительно для исполнения государственных полномочий и задач обеспечения обороноспособности страны.

Сегодня не все наши действия однозначно восприняты городским сообществом, некоторые решения и действия по распоряжению муниципальной собственностью оспариваются контролирующими и правоохранительными органами.

Так, можно вспомнить баталии 2005-2006 годов, связанные с работой по реорганизации муниципальных предприятий ЖКХ, особенно с МУП «Горсеть». В результате – функционирующие в рамках вертикально интегрированной системы с расширенной автономией, без каких-либо признаков банкротства предприятия коммунального сектора; объединенное в специализированных организациях имущество ресурсообеспечения, повышение эффективности его использования и улучшение качества оказываемых услуг.

Тяжело велась работа в 2005-2008 годах фактически по спасению в муниципальной собственности имущественных комплексов автобусных предприятий и городского водоканала. Сколько было разговоров, обвинений нас в корыстных намерениях! Казалось, шансов спасти имущество и сохранить организации, практически не было. Результат – развивающиеся эффективные муниципальные структуры, обновляемые объекты муниципальной собственности   

Трудно забыть жесточайшую дискуссию по поводу приватизации муниципальной собственности, сдаваемой в аренду, попытки срыва плана в 2008 году. В результате работа Петропавловск-Камчатского городского округа по реализации Федерального закона от 22.07.2006 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отмечена благодарственным письмом заместителя председателя Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, Президента Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Сергея Борисова. Петропавловск-Камчатский стал одним из первых городских округов в России, разработавших порядок реализации муниципального имущества по преимущественному праву, документы были рекомендованы в качестве образца другим муниципальным образованиям.

Серьезный общественный резонанс в 2008-2009 годах вызвали намерения акционирования муниципальных предприятий. Сегодня ОАО «Единая городская недвижимость», ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий», ОАО «Молокозавод Петропавловский» работают с далеко идущими конкретными планами перспективного развития.

Меньше двух лет понадобилось для реализации проекта по приобретению в муниципальную собственность нового здания Станции скорой медицинской помощи. Многие годы учреждение здравоохранения размещалось в неприспособленных помещениях, не отвечающих требованиям и нормативам оказания экстренной помощи, медицинский персонал, 186 человек, вынужден был дежурить в помещениях, требующих капитального ремонта и переоснащения современным оборудованием. Сегодня организованы все условия для их нормальной работы.

Событием 2010 года стало завершение строительных работ по инвестиционным контрактам, в рамках которых совладельцами имущества возведенных без бюджетных вложений спортивных объектов «Роллердром» и «Атмосфера» стал городской округ.

Возможно, еще долго будут корить нас за продажу из муниципальной собственности помещения книжных магазинов, особенно на Силуэте. Но именно деньги от продажи таких, существовавших в рамках муниципальных предприятий, не приносящих городу никакой прибыли, постепенно ветшавших объектов, позволили реконструировать здание роддома, других объектов социальной сферы.

Развитие системы лизинга при закупке муниципальной техники, начатой приобретением «ремиксера», позволившей практически полностью обновить парк МУП «Спецдорремстрой», купить новый асфальтовый завод сделало привычным состояние дорог, о котором и не мечтали раньше. Сегодня считается, что дороги зимой лучше, потому что снега стало выпадать меньше, а там, где раньше приходилось объезжать ямы, все чаще требуют для сокращения скоростного режима установить искусственные неровности.

Не удалось избежать ошибок, были и неудачи. Продолжает оставаться нерешенной проблема эксплуатации бани МУП «Лотос», которую не удалось вывести из-под банкротства, лежит на складе закупленный для МУП «Спартак» искусственный лед, пока не удалось вернуть в муниципальную собственность кинотеатр «Парус». Начинает забываться состояние принятого в муниципальную собственность жилого фонда и коммунальных объектов бывших поселков Завойко, Нагорного, но останется в памяти решение Арбитражного суда г.Москва, который назвал муниципалитет и федеральный орган структурами единой государственной власти и  своим решением от 02.11.2007, оставленным в силе постановлением ФАС Московского округа от 25.03.2008, отказал в удовлетворении заявленных в защиту публичных интересов требований администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании  недействительным распоряжения Росимущества  № 917-р от 21.04.2006, на основании которого в муниципальную собственность безвозмездно, то есть без передачи финансовых средств на содержание имущества, был передан жилищный фонд и коммунальные объекты  Министерства обороны.

Предметом следственных действий и судебных разбирательств является найденное, на мой взгляд тогда единственное, решение по переводу муниципальных жилых помещений в состав специализированного жилого фонда и предоставление их в качестве служебных квартир и общежитий нуждающимся, которые за свой счет готовы были провести ремонтные работы. Многие годы эти квартиры пустовали из-за отсутствия возможности их предоставления по договорам социального найма по причине несоответствия жилья нормативным санитарным и техническим требованиям при отсутствии средств в бюджете на приведение их в нормальное состояние. Десятки миллионов бюджетных денег направлялись на отопление таких квартир. Сегодня сотни семей живут в нормальных условиях.

Уже в начале 2011 года громко прозвучали возмущения по поводу активизации действий администрации города по планам приватизации муниципальной собственности. К сожалению, не все адекватно понимают задачу, поставленную Президентом страны - в срок до 1 июля 2011 года «принять решения о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, обеспечив направление доходов от приватизации прежде всего на реализацию мероприятий по модернизации экономики».

Одна из важнейших задач городской власти – обеспечить эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью.

В Реестре объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа по состоянию на 01 января 2011 года значится имущество стоимостью 15,6 млрд. рублей. В собственности городского округа: 139 муниципальных учреждений (МУ), 19 муниципальных унитарных предприятий (МУП) (из них действующих – 12), акции 7 открытых акционерных обществ (ОАО), здания, помещения, инженерные коммуникации, дороги, автотранспорт и иное имущество.

Объекты недвижимого имущества можно подразделить в соответствии с их использованием:

Использование

Количество объектов недвижимого имущества (ед.)

Балансовая стоимость

(млн. рублей)

1

Образование

161

7 131

2

Здравоохранение

31

977

3

Культура

26

104

4

Административные

13

262

5

Жилищный фонд

18 065

3 301

6

МУП

в т.ч.:

водоснабжение

1 372

 

498

1 167

 

680

 

Коммерческих объектов – 79, в том числе сдано в коммерческую аренду – 67. Арестовано службой судебных приставов – 16 объектов, из которых не эксплуатируются 12, в том числе 5 - вследствие запрета на совершение юридически значимых действий,  7 - не востребованы арендаторами.

 

Перечень открытых акционерных обществ, 100 % акций которых - в собственности городского округа:

 

Количество акций, единиц

Уставный капитал, рублей

ОАО Дирекция по эксплуатации зданий»

122 274

122 274 000

ОАО «Единая городская недвижимость»

162 005

162 005 000

ОАО «Молокозавод Петропавловский»

52 253

52 253 000

ОАО «Городское автобусное предприятие - 4»

358

358 000

ОАО «Городское автобусное предприятие - 5»

457

457 000

ОАО «Столовая № 5»

1 633

1 633 000

ОАО «Вектор»

5 223

5 223 000

 

До 2005 года основная часть имущества казны, непосредственно управляемая Комитетом по управлению имуществом, а так же закрепленная на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, не была зарегистрирована. По состоянию на 01.01.2011г. проведена инвентаризация 826 объектов нежилого назначения, из которых по 782 проведена регистрация права муниципальной собственности.

Приоритет – рациональному использованию имущества

В 2010 году проведена техническая инвентаризация 175 объектов, 29 215 погонных метров тепловых сетей, зарегистрировано право на 14 зданий, 28 нежилых и 829 жилых помещений. В сравнении с 2009 годом количество объектов, прошедших инвентаризацию, снизилось на 9% в связи с сокращением бюджетных ассигнований на эти цели. При этом объем работ увеличился, так как были инвентаризированы объекты ЖКХ как совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции, котельные, тепловые сети).

Осталось инвентаризировать и зарегистрировать право муниципальной собственности на 11 868 объектов, для чего необходимо выполнить работы по проведению технической инвентаризации ориентировочно на сумму 61,0 млн. рублей.

Приоритет – рациональному использованию имущества

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в 2010 году Президент Дмитрий Медведев отметил: «Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции … Соответствующие решения надо принять и на региональном, и на местном уровне. В собственности региональных властей может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно иные объекты собственности должны быть приватизированы. Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Каждый должен заниматься своим делом».

Количество муниципальных предприятий и организаций Петропавловска-Камчатского сокращается путем преобразования в открытые акционерные общества, создания обществ с ограниченной ответственностью, а также ликвидацией, в том числе, через процедуру банкротства. В 2010 году признаны банкротами и исключены из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «Северо-Восточное», МУП «Южное», которые прекратили свою деятельность. Их банкротство не повлекло за собой негативных последствий в сфере предоставления товаров и услуг населению и юридическим лицам.

В результате реорганизации муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества путем преобразования созданы: ОАО «Единая городская недвижимость», ОАО «Дирекция по эксплуатации зданий», ОАО «Молокозавод Петропавловский», ОАО «Городское автобусное предприятие - 4», ОАО «Городское автобусное предприятие - 5», ОАО «Столовая №5». 100% пакетов акций обществ закреплены на праве оперативного управления за Департаментом экономической и бюджетной политики администрации городского округа. Акции ОАО «Столовая № 5» находятся под арестом Службы судебных приставов.

МУП «Управление механизации и транспорта» выступило учредителем ОАО «ГОУК», ООО «Техно-Сервис», ООО «Восток-Сервис», ООО «Центр–Сервис», ООО «Авача-Сервис» и ООО «Юг-Сервис», созданных для оказания услуг в сфере ЖКХ.

Во исполнение требований Федерального закона от 08.05.2011 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ведется работа по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений городского округа. Разработаны Уставы для бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры, внесены изменения в Уставы 130 учреждений. С 1 января 2011 года большинство муниципальных учреждений имеют организационно-правовую форму – «бюджетное учреждение».  8 учреждений (4 детских дома и 2 коррекционные школы, «Городской дом ребенка» и МУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа») работают в форме «казенных учреждений» Идет работа по созданию 35 муниципальных автономных образовательных учреждений путем изменения типа  существующих муниципальных бюджетных учреждений.

Управление муниципальным имуществом, его приватизация. Итоги финансовой деятельности по управлению муниципальным имуществом.

В соответствии  с п. 3 части 8 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ, в порядке, предусмотренном частью 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, проводится  работа по приему в муниципальную собственность имущества из федеральной собственности и собственности Камчатского края в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти  и органами местного самоуправления.

В состав муниципальной собственности в 2010 году принято объектов общей балансовой стоимостью 568,6 млн. рублей,

За период 2005 – 2010 гг. безвозмездно принято в муниципальную собственность Петропавловск-Камчатского городского округа:

№ п/п

Наименование имущества

Кол-во, ед./

Балансовая стоимость, руб.

2005

 

2006

2007

2008

 

2009

2010

Итого

1.

Объекты жилищного фонда

Ед.

-

150

18

-

10

7

185

2.

Объекты нежилого фонда

Ед.

-

-

-

-

1

-

1

3.

Объекты коммунально-бытового назначения

Ед.

-

30

37

2

31

-

100

4.

Объекты социальной сферы

Ед.

-

3

-

-

-

-

3

5.

Прочее (предприятия, объекты незавершенные строительством, автомобильная специальная техника)

Ед.

2

-

-

-

3

12

17

 

За период 2005 – 2010 гг. безвозмездно передано из муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа:

№ п/п

Наименование имущества

Кол-во, ед./

Балансовая стоимость, руб.

2005

 

2006

2007

2008

 

2009

2010

Итого

1.

В собственность Камчатского края

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Объекты жилищного фонда

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

1.2.

Объекты нежилого фонда

Ед.

2

9

-

2

2

-

15

1.3.

Объекты коммунально-бытового назначения

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

1.4.

Объекты социальной сферы

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

1.5.

Прочее (предприятия, учреждения)

Ед.

4

-

-

-

1

-

5

2.

В федеральную собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Объекты жилищного фонда

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

2.2.

Объекты нежилого фонда

Ед.

-

17

-

4

6

6

33

2.3.

Объекты коммунально-бытового назначения

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

2.4.

Объекты социальной сферы

Ед.

-

-

-

-

-

-

-

2.5.

Прочее (автотранспорт, наружное освещение, учреждение)

Ед.

2

-

-

-

19

1

22

 

В 2010 году в федеральную собственность и собственность Камчатского края безвозмездно передано имущество общей балансовой стоимостью 11,1 млн. рублей.

При передаче имущества, связанной с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, возникли определенные проблемы: 

Имущество передается в муниципальную собственность в крайне неудовлетворительном состоянии, без соответствующей документации. Так, из 108 домов, переданных с 1 января 2007 года от Министерства обороны на основании распоряжения  Росимущества № 917-р от 21.04.2006, 75 домов (69,4%) - малоэтажные (от 2 до 8 квартир) 1940-50-х годов постройки, в ветхом состоянии, требуют сноса и расселения. Сооружения и инженерные сети водопроводно-канализационного хозяйства переданы без какой-либо технической документации, необходимой для эксплуатации: топографических съемок, паспортов, лицензий, карточек учета на водозаборные скважины, лимитов водопотребления. Более 70% сетей требуют замены с восстановлением смотровых колодцев и пожарных гидрантов. Отсутствуют зоны санитарной охраны. Оборудование и здания в неудовлетворительном состоянии, для нормализации работы котельных необходимо заменить котлы, дымовые трубы, отремонтировать здания, требуется замена 70% сетей. Ориентировочные расходы на ремонт данных объектов - около 300 млн. рублей, без учета затрат на снос жилых домов и расселение граждан, на техническую инвентаризацию и государственную регистрацию права собственности. Расходы администрация городского округа должна была понести незамедлительно в связи с необходимостью  подготовки передаваемых объектов к работе в осенне-зимний период.

Объекты недвижимости передаются без одновременной передачи земельных участков. Уполномоченными органами исполнительной власти, в нарушение требований 122-ФЗ, при принятии решения о передаче имущества уполномоченными органами не принимаются одновременно решения о передаче земельных участков, на которых расположены объекты. При этом такие решения и не могут быть приняты без предварительного описания границ (формирование участков), предусмотренного п.2 ст.6 Земельного кодекса, то есть до формирования участков в установленном порядке они не могут быть предметом передачи. Так как земельные участки сформированы и зарегистрированы под объектами Министерства обороны РФ и других военизированных организаций как единый комплекс под все объекты (включая территории войсковых частей, жилые, социальные и коммунальные объекты), принятию решения о передаче имущества должно предшествовать расформирование одного участка и формирование отдельных земельных участков под передаваемые объекты. Эта работа требует значительных организационных, финансовых и временных затрат.  Затраты на формирование участков Петропавловск-Камчатский городской округ вынужден предусматривать в расходах бюджета, что по предварительным подсчетам только по объектам Министерства обороны Российской Федерации, принятым с 01.01.2007 составит около 4 млн. рублей.

До регистрации права собственности на принятые объекты городской округ не может ими распоряжаться в полной мере, а регистрация права собственности невозможна без решения о передаче земельных участков. Так, по этой причине, Управление Росреестра по Камчатскому краю отказало в государственной регистрации перехода права собственности на  объекты, принятые в муниципальную собственность от Министерства обороны России – детские сады, здания котельных, ЦТП и др. В настоящее время городской округ вынужден признавать право собственности на данные объекты в судебном порядке.

В период 2005-2010 годов проведена и практически завершена работа по выявлению бесхозного, а так же входившего в состав учреждений социальной сферы и жилого фонда имущества коммунальной инфраструктуры, и закреплению его за специализированными организациями.

При передаче имущества возникали проблемы, связанные с нежеланием организаций принимать на эксплуатацию и обслуживание объекты электро-, теплоснабжения, учитывая степень их изношенности, необходимость капитального ремонта и модернизации.   Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ исключена возможность передачи муниципального имущества в аренду организациям без проведения конкурса (аукциона), что еще более усугубило проблему.

Со вступлением в силу  Федерального закона от 17.07.2009 № 173-ФЗ  «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно п. 8) ст. 17.1, - без проведения конкурсов и аукционов возможно передать в аренду  имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, в аренду ОАО «Камчатскэнерго» могут быть переданы только сети теплоснабжения, являющиеся частью сети инженерно-технологического обеспечения от ЦТП, находящихся в аренде (собственности) непосредственно ОАО «Камчатскэнерго». Подобная ситуация складывалась и в отношении имущества ГУП «Камчатсккоммунэнерго». 

Особая проблема возникла в связи с введением процедуры внешнего управления в отношении ГУП «Камчатсккоммунэнерго» на основании определения Арбитражного суда Камчатского края от 28 декабря 2010 года. В связи с ликвидацией филиалов ГУП «Камчатсккоммунэнерго» с 01.02.2011 года расторгнуты все договоры аренды и безвозмездного пользования муниципальными объектами теплоснабжения. В целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с целью выполнения обязательств по договорам с потребителями услуг, ОАО «Камчатскэнерго» на основании согласия УФАС  предоставлена  муниципальная преференция в виде заключения договора аренды муниципального имущества без проведения торгов.

На территории городского округа осталось выявленных и не закрепленных за эксплуатирующими организациями 35 бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе: шесть объектов электроснабжения (кабельные линии 0,4 кВ к жилым домам, ТП, ВЛЭП к жилому дому), три объекта теплоснабжения (тепловые сети к жилым домам), два объекта водоснабжения (сети водопровода к жилым домам), 24 объекта водоотведения (канализационные сети и выпуски сточных вод). Для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества в 2011 году планируется проведение технической инвентаризации.

Остается нерешенной проблема по эксплуатации фактически брошенных электрических сетей и иных объектов энергоснабжения, не включенных в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с распоряжением  Росимущества № 917-р от 21.04.2006г. Данные объекты продолжают оставаться на балансе 261 ОМИС - правопреемника Петропавловской КЭЧ. Однако, военные организации отказываются производить ремонт и обслуживать указанные сети.  Таким образом, кабельные линии являются фактически брошенными. Неоднократные обращения в территориальное управление Росимущества о закреплении данного имущества за специализированным федеральным предприятием «44 электрические сети» результата не дали. Предприятие преобразовано в открытое акционерное общество, в состав которого указанное имущество не вошло.

Участились случаи обращения ТСЖ о принятии участков инженерных сетей в состав муниципальной собственности. Данные участки зачастую являются бесхозяйными, но необходимыми для снабжения дома ресурсами. Как правило, ресурсоснабжающие организации стараются возложить бремя содержания таких участков сетей на управляющую организацию, что требует дополнительного финансирования на их обслуживание и ремонт за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Не урегулирован вопрос взаимоотношений при использовании муниципального имущества государственными учреждениями, на которые право безвозмездного пользования, предоставленное органам государственной власти п.3 части 8 ст.85 Федерального закона № 131-ФЗ, не распространяется. Однако, все государственные предприятия и учреждения, занимающие муниципальные помещения требуют заключения договоров безвозмездного пользования, что препятствует формированию собственных доходов бюджета муниципального образования, лишает бюджет поступлений в виде арендной платы.

В течение нескольких лет администрация городского округа пыталась обеспечить возврат имущества – здания кинотеатра «Парус».

Согласно Постановлению № 3020-1 от 27.12.1991 Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации …» объекты культуры, в том числе, кинотеатры, отнесены к муниципальной собственности. Распоряжением градоначальника № 137-р от 25.02.1992 года кинотеатры «Камчатка» и «Парус» были переданы на праве полного хозяйственного ведения в созданное постановлением Губернатора Камчатской области от 14.02.1992г. №52 ГУП «Камчаткиносервис». Позднее, Постановлением градоначальника от 09.07.1999 года № 712 решение о передаче кинотеатров было отменено, как противоречащее законодательству, постановлено изъять кинотеатры в муниципальную собственность. В марте 2000 года на кинотеатры зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем были выданы соответствующие свидетельства. Спустя две недели тем же государственным учреждением юстиции было зарегистрировано право хозяйственного ведения на кинотеатры за ГП «Камчаткиносервис», а предыдущие записи о праве собственности муниципального образования были погашены. С этого времени началась судебная тяжба о праве собственности между муниципальным образованием и государственным предприятием.

Арбитражным судом Камчатской области 14.04.2005 года признано право муниципальной собственности на здание кинотеатра «Камчатка». Здание кинотеатра «Камчатка» на основании решения Научно-методического Совета по охране памятников истории и культуры от 10.07.1996 года внесено в список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую и архитектурную ценность. Предметом охраны является внешний облик здания. В 2005-2006 годах велся поиск вариантов эксплуатации здания, в том числе, предлагалось разместить в нем Дворец бракосочетания. В 2007 году в условиях отсутствия средств в бюджете города в целях реконструкции данного здания был заключен инвестиционный контракт, в рамках реализации которого инвестор был обязан провести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия для создания Центра молодежи в строгом соответствии с проектной документацией и заключением научно-методического Совета Камчатской области от 11 октября 2007 года. В связи с банкротством инвестора договор досрочно расторгнут, здание принято в состав муниципальной казны. Ввиду отсутствия финансовых средств в городском бюджете на реконструкцию объектов культурного наследия, здание кинотеатра «Камчатка» по ул. Ленинская, 64, включено в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности. Объект недвижимости был подготовлен к продаже в 2009 году с оформлением отчетов об оценке рыночной стоимости 42 795 845 руб. (без НДС):

- здания, стоимость 36 675 845 руб. (без НДС), дата оценки 20.07.2009г.;  

- земельного участка, стоимость 6 120 000 руб. (без НДС), дата оценки 27.07.2009г.

На основании постановления от 18.12.2009г. УФССП наложен арест на здание и объявлен запрет распоряжаться данным имуществом.

Правительством Камчатского края рассматривается предложение администрации городского округа о продаже (мене) одновременно с помещениями, эксплуатируемыми краевыми организациями для размещения КВЦ и выставочного центра, в краевую собственность.

В признании права собственности на кинотеатр «Парус» Арбитражным судом Камчатской области 14.04.2005 года было отказано по причине физического отсутствия объекта, так как на дату вынесения решения ООО «Альфа–Союз» по инвестиционному контракту с ГУП «Камчаткиносервис» произвело полный демонтаж здания.  1 сентября 2006 года Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал право муниципальной собственности на здание кинотеатра «Парус», однако, не смотря на отсутствие каких-либо разрешительных документов от собственника, ООО «Альфа–Союз» самовольно вело строительство. Об этих нарушениях неоднократно информировались правоохранительные органы. В феврале 2006 года даже было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Альфа – Союз» по признакам состава преступления – «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», которое в октябре 2006 года было прекращено. На месте кинотеатра «Парус» выстроен и, не смотря на отсутствие разрешения о вводе в эксплуатацию, функционирует торгово-развлекательный центр «Парус», принадлежащий на праве собственности частным лицам.

В последние годы остро стоит вопрос дефицита мест в детских дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день в составе объектов муниципальной собственности - 48 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В период с 1992 года их количество уменьшилось, а ряд объектов был перепрофилирован:

- здание детского сада № 2 (ул. Алеутская, 1а) передано в оперативное управление МОУ «Центр внешкольной работы»;

- здание детского сада-ясли № 15 (ул. Арсеньева, 16) передано в оперативное управление МОУ «Детский дом № 4»;

- здание детского сада № 47 (ул. Рябиковская, 84) передано в оперативное управление МОУ «Детский дом № 5»;

- здание детского сада № 34 (ул. Океанская, 7а) передано в оперативное управление МОУ «Детская художественная школа»;

- детский сад № 49 (пр. Рыбаков, 28) передан в оперативное управление МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» (ступени дошкольного и начального общего образования);

- здания детского сада № 8 (ул. Заводская, 24, ул. Заводская, 26) с 2002 по март 2010 года находились в безвозмездном пользовании государственных полустационарных учреждений социального обслуживания «Социальный приют-гостиница» и «Камчатский областной центр социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы».

За этот же период ликвидированы:

- детский сад № 27 (ул. Ключевская, 34) постановлением администрации г. Петропавловска-Камчатского от 10.05.1998 № 693; здание вошло в состав приватизированного имущества МУП «Богородское озеро», является собственностью ОАО «Единая городская недвижимость» с 28.10.2008 года. В здании располагается Камчатский филиал ДВГУ;

- детский сад № 70 (ул. Тушканова, 11/1) постановлением администрации г. Петропавловска-Камчатского от 01.07.1998 № 725; здание вошло в состав приватизированного имущества МУП «Богородское озеро» и является собственностью ОАО «Единая городская недвижимость» с 28.10.2008 года, в здании располагается Камчатский филиал ДВГТУ.

- детский сад № 54 (ул. Геологическая, 5) постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского  от 21.07.2000 № 650; здание безвозмездно передано в федеральную собственность на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 19.11.2007 № 421-р.

- детский сад № 25 (ул. Рябиковская, 2А) постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 30.06.1999 № 645. здание реализовано в порядке приватизации по договору купли-продажи № 4 от 19.06.2007 физическому лицу;

- здание нежилое (здание бывшего детского сада № 32) по ул. Крылова, 2 реализовано в порядке приватизации по договору купли-продажи № 3 от 19.06.2007 физическому лицу;

Все здания бывших детских садов, отчужденные из муниципального имущества в порядке приватизации, по своим конструктивным особенностям, сейсмостойкости и несоответствию предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям в настоящее время не могут использоваться под детские дошкольные образовательные учреждения.

Имеется проблемы при разграничении государственной и муниципальной собственности требований ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ:

- МДОУ «Детский сад № 33 общеразвивающего вида» – ул. Сафонова 28, здание является собственностью Российской Федерации, находится на балансе ГУ «Управление ФСБ России по Камчатскому краю» и расположено на территории закрытого военного городка. В удовлетворении предложения администрации городского округа о передаче в муниципальную собственность здания детского сада было отказано со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592, которым запрещена передача объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков в муниципальную собственность. В 2010 году заключен договор безвозмездного пользования имущественным комплексом до 2015 года, что позволило дошкольному учреждению оформить лицензию на образовательную деятельность. В ходе обследования здания детского сада выявлен дефицит его сейсмостойкости в 2,5 балла. Направлено письмо собственнику о состоянии здания, разрабатывается план действий по решению дальнейшего обеспечения услугами дошкольного образования детей, проживающих в микрорайонах Радыгино, Чапаевка, МТФ.

- МДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида» – б. Пийпа, 7, принадлежит Дальневосточному отделению Российской академии наук в лице Межрегионального территориального управления по управлению имуществом Российской академии наук, закреплен за Институтом вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, которым администрацией города направлены предложения о принятии решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность городского округа здания детского сада. До настоящего времени согласие не получено, помещения предоставляются на безвозмездной основе по договору на один год, что препятствует лицензированию образовательной деятельности учреждения.

В 2008 году городом от Министерства обороны РФ были приняты два детских сада. Ремонт одного из них - № 9 в микрорайоне Завойко закончен, и учреждением организован образовательный процесс. Ремонтные работы капитального характера во втором - № 19 -  на ул. Пономарева, будут закончены уже в ближайшее время.

За счет финансирования из бюджета Камчатского края в 2010 году начато строительство нового детского сада на 200 мест по ул. Савченко. Заканчивается проведение экспертизы возможности достройки детского сада на 240 мест по ул. Виталия Кручины. Администрацией зарезервировано еще восемь земельных участков для строительства дошкольных учреждений в разных частях города.

В 2010 году завершены процедуры по закреплению за МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» нового здания на ул. Академика Королёва, общей площадью 1 584,5 кв. м.

По результатам открытого аукциона администрацией городского округа был приобретен в муниципальную собственность объект недвижимости для размещения учреждения, отвечающий всем требованиям медиков. По условиям заключенного муниципального контракта от 03.08.2009г. № 33-09 его цена составила 76,1 млн. рублей. Новое здание отвечает всем необходимым ГОСТам и СНиПам, расположено вблизи гаража МУП «Медавтохозяйство». Площадь земельного участка, на котором расположено здание, составляет 0,44 Га. Генеральным планом благоустройства предусмотрено оборудование парковок и стоянок не менее чем на 50 автомашин. В перспективе на базе существующего здания «Станции скорой медицинской помощи» предполагается развитие медицинского центра, строительство лечебного корпуса «Больницы скорой помощи».

Ранее использовавшиеся «Помещения п. 1-18 1 этажа, п. 1-18, 20-27 2 этажа, п. 2-38 3 этажа в здании производственно-лабораторного корпуса, общей площадью 1 172,0 кв. м. по адресу проспект Карла Маркса, 29/1, были включены в план приватизации. Аукцион с открытой формой подачи предложений был проведен 22 декабря 2009 года, объект реализован за 26,2 млн. рублей (без НДС).

Ввод в эксплуатацию после капитального ремонта здания роддома в 2009 году по ул. Лукашевского позволил централизовать все ранее разрозненные службы родовспоможения. В комплексе зданий, принадлежащих  МУ «Городской родильный дом № 1» расположены центр планирования семьи, родильное и гинекологическое отделение, женская консультация, отделение патологии беременных, с улучшенными условиями пребывания женщин и современным оборудованием.

Помещения центра планирования семьи по адресу ул. Партизанская, 12, переданы Комплексному центру социальной поддержки населения. В 2011 году должна быть завершена работа по переводу нежилых помещений бывшей женской консультации по адресу ул. Курчатова, 47, в жилые. Они будут предоставлены работникам здравоохранения (проектно-сметная документация на проведение работ разработана в 2010 году), и будут размещены  бухгалтерия и службы обеспечения отделения патологии беременности.

В 2010 году продолжена работа по повышению эффективности использования муниципального имущества, выделенного для координации действий оперативных и аварийных служб при ликвидации аварий и других нештатных ситуаций.

В феврале 2007 года было создано муниципальное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба» (МУ «ЕДДС») с целью организации взаимодействия между поставщиками жилищных и коммунальных услуг и населением, совершенствования системы сбора и обмена информацией в области контроля за работой структур городского хозяйства и функционированием инженерных сетей системы жизнеобеспечения. Распоряжением Главы городского округа от 20 июня 2008 года за МУ «ЕДДС» закреплен резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведен капитальный ремонт расположенных на огороженной охраняемой территории складских помещений, и произведена закладка имущества на длительное хранение. 23 июня 2008 года МУ «ЕДДС», уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, переименовано в МУ «Территориальный центр управления кризисными ситуациями». В учреждении созданы: отдел ЕДДС, отдел ГО и защиты населения и отдел МТО.

Для  размещения  МУ «ЕДДС» выделено здание по адресу ул. Пограничная, д. 87, в котором к 1 января 2009 года проведен капитальный ремонт. Ранее большая часть трехэтажного здания пустовала, не функционировали коммуникации.

В здании МУ «ЕДДС» оборудованы помещения зала дежурно-диспетчерской службы на 7 рабочих мест, серверная, бытовые помещения для дежурной смены (две комнаты отдыха, комната приема пищи), зал заседаний Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Создание «ЕДДС» и «ТЦУКС» явилось одним из первых элементов в ходе внедрения в Российской Федерации «Системы 112».

В 2011 году предусматривается объединение оперативных служб «Системы 112» муниципальных образований субъектов Российской Федерации  в общую инфокоммуникационную среду «Системы 112».

В 2010 году темпы приватизации муниципальной собственности были снижены.

В 2009 - 2010 годах в рамках сводного исполнительного производства № 30/17/68/10/2007-СД от 26.10.2007г., возбужденного на основании исполнительных листов:  № А24-1572/02-08 от 14.11.2005; № А24-5135/07-18 от 30.04.2008г. о взыскании с городского округа долга в размере 191,07 млн. рублей в пользу ОАО «Камчатскэнерго» по обязательствам МУ «Дирекция службы заказчика» за поставленную тепловую энергию для отопления жилого фонда города в период до 2005 года, были произведены аресты имущества, включенного в план приватизации. Арестованы более 30 объектов муниципальной собственности, дебиторская задолженность по взысканию арендных платежей, наложены запреты на совершение юридически значимых действий в отношении муниципального имущества. Таким образом, выполнение плана приватизации в 2009-2010 годах было сорвано. Вместе с тем Службой судебных приставов из указанного муниципального имущества для покрытия образовавшегося долга не реализовано ни одного объекта, арестованного в 2009 году. Имущество возвращено собственнику городскому округу в значительно худшем состоянии, чем оно было на момент ареста. В 2010 году из числа арестованных объектов Службой судебных приставов реализовано только три объекта на сумму 15,7 млн. рублей. Данные средства направлены на погашение задолженности по сводному исполнительному производству. Остаток задолженности по сводному исполнительному производству по состоянию на 01.01.2011года составляет 174,34 млн. рублей.

 

Год

Решение Думы

План

Факт

В т.ч.земля

 

 

объектов

объектов

млн.руб.

млн.руб.

2006

От 05.10.2005 № 206-р

14

7

7,2

1,2

2007

От 20.12.2006 № 516-р

20

11

127,1

2,1

2008

От 14.11.2007 № 773-р

86

33

86,1

2,9

2009

От 21.12.2008 № 377-р

107

76

151,0

6,41

2010

От 25.11.2009 № 636-р

18

4

47,6

0,3

2011

От 02.11.2010 № 904-р

9

 

 

 

 

Основной объем работы по приватизации муниципальной собственности осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. На этом основании реализовали свое преимущественное право выкупа 40 субъектов малого и среднего предпринимательства (2008 год – 12, 2009 год – 25, 2010 год – 3).

Согласно Прогнозному плану приватизации на 2010 год, отчуждению подлежало 47 объектов недвижимости на сумму 67,85 млн. рублей, продано только четыре объекта, в том числе, три - по преимущественному праву выкупа. С учетом платежей от арендаторов муниципального имущества, реализовавших преимущественное право выкупа в период с 2008 года по 2010 год, в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа от приватизации муниципального имущества в 2010 году поступило 47,6 млн. рублей.

Приоритет – рациональному использованию имущества

Поступление денежных средств в бюджет городского округа от использования муниципального имущества

в 2005 году – 128,34 млн. рублей,

в 2006 году – 149,31 млн. рублей, 

в 2007 году -  304,38 млн. рублей, 

в 2008 году – 363,07 млн. рублей, 

в 2009 году –392,32 млн. рублей, 

в 2010 году –202,79 млн. рублей.

Приоритет – рациональному использованию имущества

 

Сведения о поступлении доходов в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа от использования муниципального имущества за 2005-2010 годы, тыс.руб.

Наименование показателя

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Госпошлина за выдачу разрешений на установку рекламной конструкции

-

343,50

518,10

427,50

123,00

4,50

Арендная плата и средства от продажи права на заключения договоров аренды за земли гос.собственность не разграничена   80%

75 550,72

40 305,50

56 169,10

91 251,75

93 412,94

79 701,50

Арендная плата  и средства от продажи права аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов

-

959,10

10 798,17

17 085,16

3 732,90

6 607,59

Перечисление части прибыли МУП по итогам прошедшего года

1 259,66

7 815,10

73 337,45

11 973,36

621,09

2 251,26

Плата за найм жилых помещений

-

-

-

34 782,57

39 848,65

-*

Прочие поступления от использования имущества      РЕКЛАМА

1 814,05

30 003,50

1 562,27

2 807,95

1 665,36

153,55

Прочие поступления от использования имущества городских округов АРЕНДА

44 400,96

60 749,90

22 223,17

55 642,27

30 034,00

20 004,00

Доходы от продажи квартир

16,85

500,70

967,90

221,00

350,56

-

Реализация имущества в части основных средств (план приватизации)

1 010,33

7 239,90

127 126,88

86 138,41

150 972,83

47 616,23

Поступления от продажи земельных участков до разграничения (80%)

3 427,46

309,80

7 464,56

55 318,10

43 376,09

24 203,73

Поступления от продажи земельных участков находящихся в собственности городских округов

709,58

968,40

3 949,60

805,16

2 521,29

1 083,57

Прочие неналоговые доходы (задатки)

-

-

154,84

591,11

-

59,62

Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале (источники)

-

-

-

6 021,89

0,00

0,00

Доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам

154,57

113,70

112,82

-

25 663,70

21 109,20

Итого:

128 344,17

149 309,10

304 384,88

363 066,25

392 322,41

202 794,75

 

* В 2010 году администратором дохода по статье «Плата за найм жилых помещений» являлось МАУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства», в связи с чем доходы по данной статье в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа не поступали.

 

Приоритет – рациональному использованию имущества

Основные причины снижения доходов от сдачи имущества в аренду в 2010 году:

Невнесение арендатором ОАО «Камчатскэнерго» арендных платежей во время проведения капитального ремонта муниципальных объектов энергоснабжения. Выполнено работ по капитальному ремонту тепловых сетей на сумму 10,2 млн. рублей. Задолженность ОАО «Камчатскэнерго» по арендной плате по состоянию на 01.01.2011 года составила 30,17 млн. рублей.

Невнесение арендаторами платежей с момента выкупа арендованного имущества до государственной регистрации права собственности на выкупленное имущество в размере 1,12 млн. рублей.

Банкротство арендаторов. В результате недополучено 3,37 млн. рублей.

Наложение ареста на арендную плату. На конец 2010 года общая сумма арендной платы, на которую наложен арест, составила 12, 06 млн. рублей.

В 2010 году судебными приставами – исполнителями было арестовано более 30 объектов включенных в прогнозный план приватизации, на общую сумму более 12 млн. рублей.

Постановлением Правительства Камчатского края  от 04.02.2010 г. № 52-п «О внесении изменения в постановление Правительства Камчатского края от 29.12.2008 № 462-П «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений» и постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2009 года N 497-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Камчатского края» изменена методика определения стоимости земельных участков, в связи с чем выкупная цена земельных участков  значительно снизилась.

Использование муниципального имущества путем сдачи в аренду.

По состоянию на 01.01.2010 года действовало 103 договора аренды нежилого фонда городского округа, к концу года их количество уменьшилось до 44. Причинами уменьшения количества действующих договоров аренды явилось: 18 объектов, находящиеся в подвалах жилых домов, исключены из состава муниципальной собственности; один объект имеет статус жилого помещения, ведется подготовка по заключению договора социального найма; один объект передан в безвозмездное пользование общественной организации «Петропавловск-Камчатский городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов»; два объекта проданы в порядке приватизации муниципального имущества по преимущественному праву арендаторов; семь объектов не эксплуатируются вследствие запрета ФССП на совершение юридически значимых действий в отношении арестованных объектов; пять объектов не востребованы арендаторами; на 11 объектов окончился срок действия краткосрочных договоров; 21 договор расторгнут по соглашению сторон.

Фактически от сдачи в аренду нежилых муниципальных помещений получено только 20,0 млн. рублей, или 44% от начисленной суммы арендной платы. По состоянию на 31 декабря 2010 года задолженность по действующим договорам аренды нежилого фонда составила 25,01 млн. рублей (с учетом задолженности арендаторов, производивших капитальный ремонт арендованного имущества за счет собственных средств).

В 2010 году в суд подано 43 заявления, из которых 17 – о взыскании арендной платы, два - о включении задолженности в реестр требований кредиторов, пять – о признании права муниципальной собственности, четыре – о расторжении договора аренды, 10 – об истребовании имущества из чужого незаконного владения, три – о выдаче дубликата исполнительного листа, одно – о признании недействительной сделки, одно – о признании незаконным ареста муниципального имущества.

По итогам 2010 года  вынесено четыре судебных решения о взыскании денежных средств на сумму 3,5 млн. рублей, одно - о расторжении договора аренды, два определения о включении задолженности в сумме 5,03 млн. рублей в реестр требований кредиторов, четыре судебных решения об удовлетворении требований о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.

В 2010 году в судебном порядке взыскана задолженность по арендной плате на сумму 7,2 млн. рублей, пени 823,7 тыс. рублей. В ФССП находится 21 производство о взыскании задолженности по арендной плате на сумму  13,19 млн. рублей, пени – 3,57 млн. рублей.

Управление  муниципальным  жилищным фондом.

По состоянию на 01.01.2011 года:

- в муниципальном жилом фонде - 18 065 квартир, 773 тыс.кв.м. (23,3 % от общей жилой площади).

- на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма при администрации городского округа – 3 749 семей, из них: 129 семей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, 150 семей военнослужащих.

- признаны непригодными для проживания 570 жилых помещений, в связи с чем около 850 семей являются нуждающимися в переселении. Значительная часть помещений данной категории выявлена в рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010-2013 годы»;

- в реестре нуждающихся в предоставлении жилых помещений в муниципальных общежитиях - 650 семей;

- пустующих жилых помещений, не соответствующих санитарно-техническими нормам, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам по договорам социального найма – 58 квартир.

Муниципальный жилой фонд в многоквартирных жилых домах закреплен на праве оперативного управления за МАУ «УЖКХ». В связи с введением Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 01.05.2011 года весь муниципальный жилой фонд будет принят в казну, полномочия по заключению и контролю исполнения договоров социального найма планируется закрепить за Комитетом по управлению имуществом.

Часть муниципального жилого фонда была закреплена за УМП «Горизонт». В связи с введением с 12.10.2010 процедуры банкротства МУП «Горизонт» муниципальный жилищный фонд передан с 01.01.2011 в Комитет по управлению имуществом, который сейчас осуществляет полномочия наймодателя. Нежилые муниципальные помещения в зданиях общежитий, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения, подлежат включению в конкурсную массу и продаже.  

За 2010 год:

- поступило 588 заявлений  о принятии  на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.  Признаны малоимущими и приняты на указанный учет 171 семья, в том числе, 47 семей - имеющих право на внеочередное предоставление жилья;

- сняты с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, 148 семей. Основной причиной исключения  из списков является выезд за пределы города, а также самостоятельное решение жилищной проблемы;

- включено в реестр нуждающихся в предоставлении жилых помещений в муниципальных общежитиях 177 семей, исключено 48 семей;

- принято заявлений граждан о предоставлении служебных квартир  - 21;

- предоставлено: по договорам социального найма 449 квартир, оформлено 32 договора социального найма путем расширения жилой площади в коммунальных квартирах, 72 договора социального найма по факту проживания (отсутствие правоустанавливающих документов), 241 договор социального найма на жилые помещения в общежитиях;

- переведено в состав специализированного жилого фонда 46 жилых помещений в многоквартирных домах, 21 - для предоставления в качестве служебных квартир, (из них учителям- 11, врачам -3 сотрудникам УВД – 1, муниципальным служащим -6), 25 - в статусе общежитий.

- предоставлено в статусе специализированного жилого фонда 168 помещение:

55 в качестве общежития,

113 служебных квартир, (в том числе военнослужащим – 91, сотрудникам УВД - 3, прочим категориям  - 19);

- приватизировано всего 1984 квартиры; поступило 36 обращений на разрешение приватизации служебных квартир, из них даны разрешения – 17

- военнослужащим, уволенным в запас, выдано 18 жилищных сертификатов;

- выявлено 89 жилых помещений, в том числе, комнат в коммунальных квартирах, освободившихся в процессе эксплуатации муниципального жилищного фонда, принято в муниципальную собственность  четыре  квартиры из состава выморочного жилого фонда.

Изменения в структуре муниципального жилого фонда за период 2005-2010 гг:

Приватизация жилого фонда

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Жилой фонд

Ед

2707

2466

1654

1874

3244

1984

 

Млн.руб.

-

1109,7

760,0

713,0

1644,0

890,3

 

Распределение жилья:

по договорам социального найма:

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

110

123

36

46

127

449

в т.ч. вне очереди по решению суда

-

1

1

3

3

3

При переселении из ветхого и аварийного фонда

52

48

12

28

78

50

в т.ч. по решению суда

-

-

-

13

16

15

 

служебные квартиры:

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

12

35

89

128

121

113

Работникам муниципальных организаций

-

-

7

33

30

19

Военнослужащим

12

35

73

69

83

91

Работникам органов УВД,

в т.ч. участковым

-

 

-

-

 

-

4

 

2

13

 

10

8

 

7

3

 

3

Работникам УФСИН

-

-

1

-

-

-

Прочим категориям

-

-

4

13

-

-

 

общежития:

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

53

67

111

71

132

55

Работникам муниципальных организаций

39

44

48

21

62

26

Работникам государственных органов

12

19

42

32

36

17

Работникам коммерческих организаций

2

4

21

18

34

12

в т.ч. в многоквартирных жилых домах

-

-

-

25

41

25

Для временного проживания граждан было выделено 108 комнат в общежитиях.

В рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и Постановления Правительства РФ от 21.11.2003 года № 700 «О программе «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы» выдано жилищных сертификатов военнослужащим, уволенным в запас:

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

14

3

9

7

9

19

 

В работе по управлению муниципальным жилым фондом одной из тяжелейших проблем последних лет является закрепление жилых помещений по договорам найма. Брошенные нанимателями в период массового оттока населения, высвободившиеся в процессе эксплуатации, жилые помещения муниципального жилого фонда в течение многих лет оставались пустующими, в большинстве случаев превращались в полуразрушенные свалки мусора и прибежище для лиц без определенного места жительства.

В ходе проведенной в 2005-2006 годах ревизии муниципального жилого фонда выявлено около 250 таких пустующих жилых помещений, в последующие годы  выявлено еще около 100 помещений. Они не могли быть  предоставлены гражданам по договорам социального найма в состоянии, не соответствующем санитарно-техническими нормам, предъявляемым к жилым помещениям.

В условиях жесткого дефицита финансовых средств городского бюджета, усугублявшегося, в том числе, необходимостью финансирования из бюджета убытков управляющих компаний, связанных с эксплуатацией пустующих помещений, возможности ремонта силами муниципалитета в целях предоставления их очередникам были и остаются крайне ограниченными. Так, в  2011 году планируется провести ремонт только на сумму 17 млн. руб., в 26 жилых помещениях уже начаты ремонтные работы.

 При этом попытки продажи жилых помещений, сдачи их в коммерческий наем, аренду предприятиям были опротестованы прокуратурой города как незаконные. В случаях предоставления очередникам по договорам социального найма, даже при согласии их заселения в неотремонтированные помещения, впоследствии возникали ситуации понуждения муниципалитета нанимателями через суд по компенсации расходов, понесенных гражданами на ремонт выделенных квартир.

Выход из создавшегося положения был найден решением заселения пустующих жилых помещений в качестве помещений специализированного жилого фонда, с переводом квартир муниципального жилого фонда в статус общежитий и служебных квартир.

Вместе с тем, Прокуратурой города в Петропавловск-Камчатский городской суд в период август-сентябрь 2010 года были поданы 62 иска о признании недействительными постановлений Главы Петропавловск-Камчатского городского округа о включении жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда с присвоением им статуса «общежитие» и о выселении граждан из занимаемых помещений. До настоящего времени вступивших в законную силу решений суда по указанным искам не имеется.

В ходе проверки также были выявлены нарушения при предоставлении служебных квартир. В нарушение норм законодательства:

- предоставлены семь служебных квартир сотрудникам организаций, предоставление служебных квартир которым не предусмотрено муниципальными правовым актом

- не освобождены 9 жилых помещений лицами, утратившими трудовые отношения с организациями, по ходатайству которых квартиры выделялись.

Гражданам, получившим служебные жилые помещения с нарушением норм законодательства, а так же утратившим связь с организациями, направлены требования об освобождении жилых помещений.

По результатам рассмотрения материалов общенадзорной проверки, проведенной прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского, 29.11.2010 года в отношении Главы города Скворцова В.В. возбуждено уголовное дело, 19.02.2011 года – предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 – превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, и охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное главой органа местного самоуправления. В настоящее время по уголовному делу проводятся следственные действия.

С целью приведения в соответствие законодательству  Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, на основании решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.11.2010 № 930-р  создана рабочая группа.

Еще очень много вопросов для эффективного управления собственностью нужно решить. Развиваются программы жилищного строительства, предстоит выполнить программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, реализовать планы развития муниципальных предприятий и учреждений.

Во многом от понимания полномочий и решений органов государственной власти и местного самоуправления зависит отношение человека к происходящему. У многих сознание остается расколотым, ставшие собственниками – продолжают считать, что государство, муниципалитет должны управлять, чинить, содержать. Далеко не все пока осознают, что обладающий собственностью несет все бремя ответственности за нее.

Настоящие материалы являются одним из разделов проекта отчета Главы Петропавловск-Камчатского городского округа о деятельности администрации городского округа за 2010 год.

Приглашаю к обсуждению темы повышения эффективности управления муниципальной собственностью в своем блоге: http://blog-skvortsov.livejournal.com