ГлавнаяСтратегия развития ⁄ Приоритет – ЕМБИР
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Приоритет – ЕМБИР


11 февраля 2011 14:22 | Просмотров: 3608

ЖКХ … Наверное, для большинства жителей нашей страны эта аббревиатура ассоциируется с плохой жизнью. Вполне объективно, что при существующем высоком, на наш взгляд, уровне платежей качество оказываемых услуг не соответствует современным требованиям.

Говоря о модернизации и реформировании ЖКХ, жителям Петропавловска-Камчатского все чаще приходится слышать аббревиатуры ПКР, АИИСКУПЭ, ЕМБИР, раскрытие которых может расширить понимание происходящих процессов.

В советские времена жилье, за исключением некоторых примеров строительства ЖСК, гражданам предоставлялось бесплатно. В то время, когда весь мир развивал частную инициативу, каждый стремился построить свой собственный дом, мы в борьбе с частной собственностью строили «хрущевки». При строительстве этих,  так не любимых нами своей серостью зданий, да и даже домов более поздних серий мало задумывались о теплопроводности стен, о необходимости четырехтрубных сетей для подачи  тепла и ГВС… Бесплатное не может быть качественным, «дареному коню» – долгожданной квартире - «в зубы не смотрели», особо не придирались к его состоянию. Нельзя винить в этом строителей того времени, задачи стояли другие, нужно было строить много и недорого.

В советские времена жилье строили и содержали организации, основной задачей которых являлось развитие производства, а коммуналка и объекты соцсферы финансировалась по остаточному принципу. С переходом к рыночным взаимоотношениям жилье стало обузой для предприятий и организаций, и они начали «сбрасывать» уже основательно обветшавший жилой фонд на плечи муниципалитетов. Последними, кто расстался со своим жильем, были военные, Министерство обороны подарило нам Завойко, Солнечную, Нагорный … . Без копейки на восстановление. Нельзя их за это винить. Совсем другие задачи сегодня стоят перед этим ведомством.

Лишь немногие дома за весь период существования подверглись ремонту. Построенные ускоренными темпами, при временном, а стало быть - не очень ответственном характере в них проживания, в условиях постоянных сейсмических встрясок, жилища приходили в негодность темпами даже более высокими, чем в среднем по стране. До сих пор часто слышишь: «мой дом с 70 года не ремонтировали» или «крыша течет с тех пор, как заселился». Нельзя всю вину за состояние жилого фонда перекладывать только на коммунальщиков. За то финансирование, которое давалось на коммуналку, они, как могли, старались латать дыры, восстанавливать коммуникации.

Деньги коммуналке именно «давали». В то время, когда даже за хлеб мы платим столько, сколько он стоит, ЖКХ все еще не выбралось из советской системы регулирования. Навсегда запомнилась фраза работника котельной в Милькове: «Вы делаете вид, что платите нам, мы делаем вид, что работаем».

Сколько стоят коммунальные услуги? Иногда приходится слышать мнение: «Я за свою жизнь столько заплатил за свою квартиру, что на эти деньги мне должны новую построить». А при этом мы, потребители, платили за коммунальные услуги еще совсем недавно, до 2005 года, около 35% от их реальной стоимости. Наши платежи, как бы ни были в платежке разложены величины начислений на ремонт, содержание и коммунальные услуги, уходили в основном на расчеты за ресурсы, в первую очередь, тепло. Но и собранных таким образом с потребителей средств, даже с компенсацией убытков ЖКХ из бюджета в ущерб благоустройству, содержанию социальной сферы, разваливавшихся аналогичными с жильем темпами, было чрезвычайно мало. Вспомним кризисы и скажем спасибо тем работникам ЖКХ, кто сумел выстоять, спасти коммуналку от полного развала.

При том, что на убытки ЖКХ уходило до 30% бюджета города, до сих пор приходится расхлебывать обязательства муниципальных управляющих компаний перед энергетиками. В прошлом году на погашение долгов уже давно забытой Дирекции службы заказчика, которую «похоронили» в 2003 году, а долги через целую серию судов возложили на бюджет города, пришлось направить 150 миллионов рублей, в бюджете Петропавловска 2011 года заложена аналогичная сумма.

На ремонт ветшающего жилого фонда не оставалось практически ничего. Работы проводились исключительно в аварийных ситуациях, аварий становилось все больше.

В последние годы пройден тяжелейший, но очень важный путь преобразований. С отставанием от всей страны, после нескольких лет популистского застоя, в 2005 году мы  приступили к коммунальной реформе, выведению сферы из состояния кризиса в сферу безубыточных отношений поставщиков, производителей услуг и потребителей.

Наши шаги поняты и приняты далеко не всеми и сегодня, попытки разъяснений для многих потонули в разноголосице популистских лозунгов. Были, безусловно, и ошибки. Но первые результаты работы очевидны. В городе сложился конкурентный рынок жилищно-коммунальных услуг в управлении жилым фондом и в его эксплуатации. В сознании жильцов появляется понимание не только прав, но и обязанностей, ответственности собственников и нанимателей. Все активнее обсуждаются и осознаются преимущества приборов учета, ведется работа по их установке. Во многих направлениях жилищно-коммунальной реформы мы еще не догнали передовиков, но в некоторых вопросах уже можем делиться опытом (не только теорией, но и результатами внедрения) с другими.

Привычными инструментами в ЖКХ являются разводной ключ и метлы. Сегодня важнейшим инструментом современного этапа развития городского хозяйства становится ПКР - программа комплексного развития инженерной инфраструктуры. Имея в руках ресурс ПКР, неразрывно связанный с Генеральным планом, стратегией социально-экономического развития города, мы получили возможность прогнозировать и моделировать различные варианты модернизации системы, строительства новых объектов, максимально четко выбирать наиболее эффективные варианты. Это важнейший ресурс повышения энергоэффективности, ресурсосбережения. Ведь сегодня 20-30% денег мы тратим из-за несбалансированности системы, низкого уровня эффективности инфраструктуры, потерь ресурсов.

На заседании Президиума Госсовета России, прошедшем в ноябре прошлого года в Сыктывкаре, президент Дмитрий Медведев сказал: «Хотел бы обратить внимание руководителей регионов и муниципальных образований на такой инструмент, как комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры. Опираясь на эти программы, частные коммунальные операторы могут тогда планировать инвестиции. Но пока этим инструментом пользуются лишь отдельные территории. Такие программы реализуются в считанном количестве регионов».

Более подробную информацию о ПКР Петропавловска – Камчатского можно найти на страницах официального сайта администрации городского округа в разделе «Стратегия социально-экономического развития», а также в газете «Град Петра и Павла» от 14 января 2011г. № 1 (243).

«Думаю, что люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания единых муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причём в режиме постоянной актуализации, и об объёмах поставленных ресурсов, и об истории платежей: кто как платит, у кого какие проблемы. Это должно облегчить и контроль за обоснованностью начисленных сумм», - обратил внимание членов Президиума Госсовета и присутствующих губернаторов Дмитрий Медведев и дал Правительству страны поручение об установлении в срок до 1 марта 2011 года требований к созданию, составу и содержанию единых муниципальных баз информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства (ЕМБИР). До этой даты осталось совсем немного времени.

Основные принципы создания ЕМБИР известны. Технологической основой является программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий безопасное хранение актуальных и достоверных электронных документов, регистров, кадастров, баз данных, в том числе паспорта объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, лицевых счетов потребителей услуг.

Для выполнения своих функций ЕМБИР должна владеть информационными ресурсами: 

      - о действующих нормативах, тарифах и стоимости коммунальных услуг, историей их  изменения;

      - о субъектах жилищно-коммунального комплекса, предоставляемых ими услугах и стоимости услуг;

      - о характеристиках и техническом состоянии многоквартирных жилых домов;

      - об обслуживающих и управляющих организациях и способах управления многоквартирными жилыми домами,

      - о потребителях услуг, зарегистрированных в муниципальном и частном жилом фонде гражданах, формах собственности и найма жилых помещений;

      - об объемах и качестве потребленных коммунальных ресурсов за текущий и прошлые расчётные периоды,  данными о приборах учета;

      - о расчетах и задолженности потребителей за жилищные и коммунальные услуги, начисленных и  предоставленных субсидиях и льготах на жилищные и коммунальные услуги;

      - об аварийных ситуациях при предоставлении коммунальных ресурсов;

      - об исполнении муниципальных программ энергосбережения;

.     - о программах развития территории муниципального образования.

Мы активно создаем необходимую систему. Позади командировки специалистов в другие регионы, выбор наиболее эффективной формы, поиск средств на внедрение... Во взаимодействии с крупнейшей российской организацией ЗАО «Ресурсинвест», пока незаметно для большинства жителей, ЕМБИР в Петропавловске-Камчатском внедряется уже в течение нескольких лет. 

Первым модулем ЕМБИР стала АИИСКУПЭ – автоматизированная информационно - измерительная система коммерческого учета потребления энергоресурсов.

 

Начав еще в 2006 году установку приборов учета тепловой энергии, мы достаточно быстро почувствовали необходимость создания единой системы, автоматизации процесса получения объективных данных о фактическом потреблении ресурсов, контроля нештатных ситуаций. По состоянию на 1 января 2011 года в Петропавловске-Камчатском МУП «УМИТ» установлено за счет кредита РосБР и запущено в промышленную эксплуатацию 398 устройств приема-передачи данных. Этот инновационный опыт Петропавловска, в режиме «он-лайн» по прямому каналу связи «Петропавловск-Камчатский – Сыктывкар» был представлен участникам заседания Президиума Госсовета 23 ноября 2010 года.

«Рациональное использование коммунальных ресурсов возможно только на основе их правильного учёта. Однако ни муниципалитеты, ни коммунальные организации зачастую вообще не понимают, что происходит вокруг, то есть не располагают данными о реальных объёмах поставленных им ресурсов, соответственно, объёмах потреблённых ресурсов, о суммах начисленных платежей, размере задолженности», - отметил Президент.

 

Информация об узлах учета потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения (УУТЭГВ) и автоматизированной информационно - измерительной системе коммерческого учета потребления энергоресурсов АИИСКУПЭ Петропавловска – Камчатского в газете «Град Петра и Павла» от 4 февраля 2011г. № 4 (246), а также на страницах официального сайта администрации городского округа в разделе «Городское хозяйство – ЖКХ».

На базе МАУ «Расчетно-кассовый центр» реализуется проект по внедрению Автоматизированной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги «Старт КС», модулей «Биллинг» и «Регистрация граждан». Система позволит обеспечить автоматизацию процессов регистрационного учета граждан, ведения лицевых счетов жилых помещений, расчетно-кассового обслуживания потребителей услуг (биллинга). Создается возможность взаимодействия операторов всех управляющих компаний, офисов МАУ «РКЦ» и паспортных столов с центральным сервером системы в режиме реального времени, Каждый потребитель сможет получить доступ к своему лицевому счету через Интернет.

Автоматизируются расчеты потребителей ЖКУ, прием платежей,  управление задолженностью. Безусловное преимущество в том, что потребитель получит возможность информационно-справочного самообслуживания  (это информация о начислениях и платежах, печать повторных квитанций, ввод потребителем показаний квартирных приборов учета).

 

Сегодня практически вся работа в паспортных столах – это картотеки, которые вручную обрабатывает паспортист. Внедрение новой системы позволит получать все необходимые справки, к примеру, о составе семьи и т.д. в разы быстрее в службе «одного окна». Создание самой актуальной базы паспортных данных завершится к апрелю, уже выполнено более 40% работ. Сотрудники служб проходят обучение, к апрелю все должны уметь работать в программе. В конце февраля в Петропавловск из Самары приезжают специалисты, которые обеспечат стартовое сопровождение внедрения программы. Первый современный центр в ближайшее время начнет функционировать в тестовом режиме в здании Ленинградская, 100 (Дом быта «Камчатка»), уже завершаются работы по оборудованию помещений. Из практики станет видно, будет ли этот центр единственным, или подобные пункты потребуются в других городских районах.

 

В апреле-мае закончится опытная и начнется промышленная эксплуатация модуля «Биллинг». С октября 2010 года создана и успешно работает группа по вводу в эксплуатацию программного обеспечения, проводится подготовка специалистов МАУ «РКЦ», которые будут обслуживать систему. Определены потоки входящей и исходящей информации, в том числе, о расчетах местных льгот и субсидий, подготовлены данные для загрузки в систему трех годичной истории расчетов за ЖКУ, необходимых для разрешения спорных ситуаций между потребителем и поставщиком услуг, корректного начисления пени, учета должников, выполнения перерасчетов и т.д.

Полностью закончить реализацию проекта в части автоматизации биллинга и регистрации граждан планируется в июне 2011 года. В РКЦ будет создан свой call-центр, обратившись в который, можно будет получить информацию по любому вопросу, исчезнет необходимость приезжать к юристу или другому специалисту для консультаций.

 

Важной задачей формирования ЕМБИР является создание «Системы защиты персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг». Разработку проектной документации, ввод в эксплуатацию оборудования и программного обеспечения планируется завершить в августе 2011 года. Соответствующие технологии лишат охотников за чужими секретами легкой добычи, каждый оператор в конкретный период будет работать только с данными об одном физическом лице либо об одном  лицевом счете. Будет вестись полная история действий всех пользователей системы с данными, разграничены права доступа в соответствии с функциональными обязанностями каждого специалиста.

После выполнения перечисленных задач будут разработаны и внедрены регламенты обмена данными между органами управления, различными учреждениями и службами, организациями жилищно-коммунального комплекса и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Ресурс техники, устанавливаемой в Петропавловске, позволит при желании подключить предприятия ЖКХ других муниципальных образований.

ЕМБИР для Петропавловска-Камчатского, таким образом, будет являться основным инструментом:

- повышения эффективности управления организацией теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения;

- обеспечения точности и достоверности и единства измерений, учета и расчетов за жилищно-коммунальные услуги;

- гарантии прозрачности целевого использования денежных средств для кредиторов и инвесторов;

- повышения достоверности финансовой и статистической отчетности о тарифах, объемах потребления и стоимости коммунальных услуг; о параметрах предоставления коммунальных ресурсов, финансово-хозяйственной деятельности организаций;

-  обеспечения взаимодействия органов власти;

- обеспечения учета и контроля функционирования жилищно-коммунального хозяйства города, контроль реализации инвестиционных программ и достижения установленных целевых показателей функционирования систем коммунальной инфраструктуры.

         Выполняя поручение Президента РФ Дмитрия Медведева о том, что «все структуры – и федеральные, и региональные, и муниципальные – должны объяснять людям свою позицию, должны объяснять, что предполагается делать. Говорить и об изменениях в законодательстве, и о преимуществах современного учёта ресурсов, и о новых подходах к повышению энергоэффективности. Потому что без разъяснения этих вопросов мы будем топтаться на месте», наш диалог о развитии системы городского хозяйства Петропавловска-Камчатского будет продолжаться как на страницах официального издания администрации городского округа «Град Петра и Павла», так и в Интернете, на страницах блога http://blog-skvortsov.livejournal.com и официального сайта http://pkgo.ru.

Приглашаю к продолжению нашего сотрудничества.