ГлавнаяОтчёты ⁄ Достигнутые значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа за 2010 год
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Достигнутые значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа за 2010 год


25 мая 2011 09:50 | Просмотров: 5036

Аналитическая записка о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа в Камчатском крае за 2010 год и планируемых значениях показателей на 3-летний период

Петропавловск-Камчатское муниципальное образование в Камчатской области наделено статусом городского округа Законом Камчатской области  от 20.10.2004 № 220 «О наделении Петропавловск-Камчатского муниципального образования статусом городского округа и об установлении границ Петропавловск-Камчатского городского округа».

Устав муниципального образования принят решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.05.2005 г. № 156-р. Зарегистрирован 15.11.2005 № ru 413010002005001. Официально опубликован 21.07.2005 в газете «Официальные ведомости» № 45-49. Внесен в государственный реестр муниципальных образований 09.02.2006 № ru 41301000.

Общая оценка ситуации

На развитие Петропавловск-Камчатского городского округа оказывает ряд существенных факторов, воздействие которых на общие показатели социально-экономического развития

Первый фактор – сложный процесс восстановления городской экономики от тяжелых последствий экономического кризиса 2008-2009 годов, который оказывал существенное воздействие на город и регион даже в 2010 году. Сегодня можно говорить о постепенном восстановлении и стабилизации ситуации.

Второй фактор – существенное изменение демографических показателей, подведенных по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Население Петропавловск-Камчатского округа существенно сократилось по сравнению с итогами аналогичной переписи 2002 года.

Третий фактор – сохранение за Петропавловск-Камчатском городским округом положения крупнейшего регионального промышленного, культурного, образовательного центра, что дает как существенные преимущества, так и формирует специфические сложности, связанные с исполнением функций столицы региона.

Четвертый фактор – реализация крупных целевых и инвестиционных программ в Петропавловск-Камчатском городском округе, призванных в корне изменить социально-экономическое положение города.

1. Экономическое развитие

1.1. Дорожное хозяйство и транспорт

Уровень экономического развития во многом характеризуется состоянием транспортной инфраструктуры и дорожной сети. Несмотря на возникающие сложности, вложения в капитальный и текущий ремонт дорожной сети осуществляются во всевозрастающем объеме. Сложная экономическая ситуация заставила в 2010 году делать больший акцент на текущий, а не на капитальный ремонт, требующий существенно больших затрат.

Показатель доли протяженности улично-дорожной сети с твердым покрытием, в отношении которой произведен капитальный ремонт к общей протяженности улично-дорожной сети с твердым покрытием, требующей капитального ремонта в отчетном году составил в 2009 году – 5,7 %, в 2010 году – 2,4 %, по текущему ремонту в 2009 году –  3,9 %, в 2010 году – 20,3 %.

В настоящее время ключевым документом, определяющим ближайшие перспективы развития дорожно-транспортного хозяйства, является программа «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год», которая позволит в 2011 году охватить капитальным ремонтом 10,7 % и текущим ремонтом 49,3 % всей протяженности дорог с твердым покрытием, требующей соответствующих ремонтных работ.

Как следствие снизится доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения – с 56,7 % в 2009 году до 41,5 % в 2011 году (в перспективе 2012-2013 годов – до 35,7 %).

Администрация городского округа формирует современную конкурентную среду для частных организаций, желающих обслуживать городские дороги. Доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) негосударственным предприятиям на договорной основе стабильно остается на уровне 60 %. Однако это касается только однолетних контрактов, контракты на более долгий срок на текущий момент не заключались.

Положительным является тот факт, что в Петропавловск-Камчатском городском округе нет населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром городского округа. Услугами городского пассажирского транспорта пользуется 62 % населения. Сегодня автобусное сообщение осуществляется по 36 городским маршрутам. Маршрутную сеть обслуживают 180 автобусов большой вместимости, что полностью закрывает потребность города в пассажирских перевозках и обеспечивает сообщение с удалёнными районами и посёлками.

1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства

Основная концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае сосредоточена в Петропавловск-Камчатском городском округе, обладающем научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и более широкими возможностями потребительского рынка по сравнению с другими районами края, что является благоприятным фактором для дальнейшего развития частного сектора  экономики.

Показателями, демонстрирующими эффективность указанной работы, является число субъектов малого предпринимательства на 10 000 человек населения. С 2009 по 2010 год указанный показатель возрос с 557 до 559 единиц (на 7,5%). Прогнозируется поступательный рост указанного показателя в 2011-2014 годах в среднем на 1-1,5 % в год.

В 2010 году принята программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период на период 2010-2012 годы» (постановление администрации  Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2010 № 668). Программа предусматривает следующие направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, имущественная и финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, расширение деловых возможностей бизнес-сообщества. В 2009-2010 годах из-за сложной экономической ситуации финансирование программы было незначительным (250,0 и 100,0 тысяч рублей соответственно), однако с 2011 года финансирование намечено в объеме 5 000,0 тысяч рублей (в 2012-2013 годах суммарно 22 974,6 тысяч рублей), что составит 460,95 рублей на одно малое и среднее предприятие и 27,8 рублей на одного жителя (в 2010 году эти показатели составляли 9,33 и 0,56 рублей соответственно).

Немаловажной является и та роль, которую играет малый бизнес при формировании рынка труда Петропавловск-Камчатского городского округа. Если в 2009 году доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций городского округа составила 23,9 %, то в 2010 году этот показатель достиг 26,6 %, а к 2014 году составит, по оценкам, до трети городского рынка труда.

Площадь зарегистрированных на территории муниципального образования бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в расчете на 100 малых и средних компаний составляет 0,18 кв.м. на 100 малых и средних предприятий (включая микропредприятия).

1.3. Улучшение инвестиционной привлекательности

Одним из важнейших инструментов повышения инвестиционной привлекательности городского округа является четкий и ясный механизм управления располагаемыми земельными ресурсами.

В 2010 году предоставлено для о строительства земельных участков общей площадью 113,11 га, в том числе для жилищного строительства (включая индивидуальное) 9,35 га, под комплексное освоение в целях жилищного строительства – 2,49 га.  Доля земельных участков в городском округе (муниципальном районе), предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в городском округе (муниципальном районе), предоставленных для строительства (кроме жилищного) в 2010 году составила 1 % (против 0,2 % в 2009 году).

С 01.12.2010 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края – Агентством по управлению имуществом Камчатского края (Закон Камчатского края от 22.11.2010 № 506 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края – городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском»).

Доля земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в общем количестве земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению, составлявшая 48 % и 33 % в 2009 и 2010 годах соответственно, в случае успешного завершения всех юридических процедур, составит в 2011 году 100 %.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории городского округа в 2009-2010 годах составляла 30 %. Аналогичный показатель сохранится в перспективе 2011-2013 годов.

Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа, составил на 31 декабря 2010 года 55 346,42 тысяч рублей, на аналогичную дату в 2011 году данное значение, по оценке, составит 169 108,0 тысяч рублей (это находящиеся в строительстве следующие объекты: здание городской поликлиники по ул. Индустриальной; внеплощадочные сети ЦТП «110 квартал»). Данный показатель будет оставаться достаточно высоким до момента введения в эксплуатацию здания городской поликлиники по ул. Индустриальной в 2013 году).

Важный показатель, демонстрирующий оперативность деятельности органов местного самоуправления, - средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов. В 2009 году он составила 804 дня, в 2010 – 670 дня. Учитывая упомянутые выше процедуры передачи земельных полномочий региону, прогнозирование данного показателя всецело зависит теперь от  Агентства по управлению имуществом Камчатского края. Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство сократилась с 10,3 дней в 2009 году до 9,4 дней в 2010 году, а в перспективе 2011-2013 останется на уровне 9 дней.

В период с 2004 по 2010 год ежегодный объем инвестиций в основные средства по полному кругу предприятий возрос в 10 раз, с 2,2 млрд. рублей до 22,7 млрд. рублей в год. Анализируя структуру инвестиционных вложений на территории городского округа, необходимо отметить, что основным направлением инвестиционной деятельности является капитальное строительство. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил 39 745,0 рублей и будет возрастать в перспективе на 3-5 % в год за счет реализации на территории городского округа новых инфраструктурных проектов.

1.4. Сельское хозяйство

Сельское хозяйство не играет особо значимой роли в общих показателях социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа (доля сельскохозяйственного производства Петропавловск-Камчатского городского округа в совокупном сельскохозяйственном производстве Камчатского края составляет в 2009 году около 2,3 % и примерно столько же в 2010 году).

Общая площадь сельскохозяйственных угодий городского округа составила в 2010 году 7 800 га, из них обрабатывалось 3 617 га (46,4 %). Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни городского округа 22,6 % в 2009-2010 годах.

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (11 единиц) составлял и составляет 100 %. Население Петропавловск-Камчатского городского округа, являясь одним из крупнейших потребителей продукции сельского хозяйства в регионе, позволит сохранить сложившую ситуацию и в будущем.

2. Доходы населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа составила в 2010 году 41 516,1 рублей, что на 13,8 % выше значения 2009 года. Согласно прогнозу социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год и плановый период до 2013 года этот показатель составит 46 667,2 рублей, а затем будет возрастать примерно на 14-15 % в год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2010 год по муниципальным дошкольным учреждениям составил 17 720,7 рублей; по учителям муниципальных общеобразовательных заведений – 27 180,4 рублей; по прочим работающим в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс) – 25 253,6 рублей; врачей муниципальных учреждений здравоохранения 51 614,0 рублей; по среднему медицинскому персоналу муниципальных учреждений здравоохранения 28 338,0 рублей; по прочему персоналу учреждений здравоохранения – 24 380,0 рублей.

Согласно принятым бюджетным обязательствам Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011-2012 годы рост заработной платы составит от 6 % до 3,4 %.

3. Развитие социальной сферы

3.1. Здравоохранение

Модернизация городской системы здравоохранения является неотъемлемой частью государственных и региональных программ, направленных на повышение эффективности отечественного здравоохранения.

Ведется активная работа по расширению охвата населения профилактическими осмотрами, так, 100 % населения в возрасте старше 17 лет охвачено профилактическими осмотрами на туберкулез (аналогичный параметр по профилактическим осмотрам на злокачественные новообразования составляет 99,8 %).

Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, составляла 100 % от общего числа амбулаторных учреждений, хотя необходимо особо отметить высокий уровень износа данного оборудования. Эту проблему призвана решить реализация долгосрочной муниципальной целевой программы «Приобретение медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения (2010-2014 годы)».

Муниципальные медицинские учреждения Петропавловск-Камчатского городского округа (по состоянию на 01.01.2010 муниципальная система здравоохранения представлена 14 учреждениями) переходят на применение медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи (12 учреждений), а также на отраслевую систему оплаты труда, ориентированную на результат (14 учреждений).

Безусловно, важнейший показатель эффективности работы системы здравоохранения – сохраненные жизни и здоровье людей.

Так, число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет составило в 2009 году 709 случаев на 100 тысяч человек населения, в 2010 году – 677. Значительную часть составили смерти на дому (в 2009 году – 90 случаев на 100 тысяч человек населения, в том числе 22 случая смерти от инфаркта миокарда и инсульта; в 2010 году – 59 случаев на 100 тысяч человек населения, в том числе 27 случаев смерти от инфаркта миокарда и инсульта).

В 2009 году показатель случаев смерти детей до 18 лет составил  9,5 на 100 тысяч человек населения, из них 0 на дому и 5 в первые сутки в стационаре (в 2009 году 25 на 100 тысяч человек населения, из них 2 на дому и 4 в первые сутки в стационаре).

Основная причина смертей – сердечно-сосудистые заболевания, характерные для людей пожилого возраста, доля которых возрастает из года в год. На втором месте – смертность вследствие внешних причин (несчастные случаи, убийства, дорожно-транспортные происшествия и т.д.).

Важной составляющей муниципальной системы здравоохранения является ее кадровый потенциал. Численность сотрудников муниципальных учреждений здравоохранения в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2010 году выросла (134 человека на 10 000 населения в 2010 году против 127 в 2009 году). В будущем предполагается привести численность работников сферы к необходимому оптимальному показателю и обеспечить его сохранение в краткосрочной перспективе.

Число врачей сохранилось и будет сохраняться на уровне 23 человека на 10 000 человек населения, как и число участковых врачей и врачей общей практики – 4 человека на 10 000 человек населения.

Численность среднего медицинского персонала в муниципальных учреждениях возросла в 2010 до 56 человек на 10 000 человек населения и в перспективе 2011-2013 годов сохранится на этом уровне, как и число участковых медицинских сестер и медицинских сестер врачей общей практики (5 человек на 10 000 человек населения).

Объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя в 2010 года в целом стабилен: по стационарной помощи он составил 1,46 койко-день на одного жителя; по амбулаторной помощи – 5,89 посещений на одного жителя; по дневным стационарам всех типов – 0,36 койко-дня на одного жителя; по скорой медицинской помощи – 0,35 вызовов на одного жителя. Возростающее давление инфляции привело к росту стоимости данных услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 25-35 %.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств возрос в 2010 году на 31 % по сравнению с 2009 годом (с 25,4 до 33,4 миллионов рублей). Общий объем расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату труда возрос в 2010 году на 20,4 % по сравнению с 2009 годом (с 401,5 до 483,4 миллионов рублей).

3.2. Дошкольное образование

Численность детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2010 году составила 6 981 человек (82 % всех детей этого возраста), что на 5 % выше уровня 2009 года. Этот показатель будет расти и впредь, но весьма ограниченными темпами (3-5 % в год). Острой остается проблема с детскими садами. Благодаря строительству в ближайшие годы нескольких детских садов на территории города остроту проблемы удастся снизить. Тем не менее, необходимо признать, что нехватка мест в детских садах – один из основных сдерживающих рост рождаемости факторов. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет составила в 2010 году 28,1 %. (всего на 01.01.2010 численность детей в возрасте от 1 – 6 лет составляла 12 919 человек).

Особо стоит отметить кадровый состав работников дошкольных учреждений: доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений составила в 2010 году 45 % против 44 % в 2009 году и будет доведена в 2013 году до 50 %. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование возрос в 2010 году на 36 % по сравнению с 2009 годом, а общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда увеличился за соответствующий период на 39 %.

3.3. Общее и дополнительное образование

Особое значение сегодня играет развитие системы образования, поэтому в Петропавловск-Камчатском городского округе идет интенсивная работа по внедрению инновационных образовательных практик и стандартов.

Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметам составила в 2010 году 99,7 % (99,1 % в 2009 году), этот показатель сохранится на данном уровне и в перспективе 2011-2013 годов. Численность выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений составила в 2010 году 1 020 человек, еще 9 человек получить аттестат о среднем (полном) образовании не смогли (в 2009 году  - 1260 выпускников). В перспективе под воздействием демографических факторов этот показатель будет сокращаться.

Численность учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности (среднегодовая) составила в 2010 году      1 126 человек (рост на 2,4 % к 2009 году) и сохранится на уровне 1 135 человек в перспективе 2011-2013 годов. Стоит отметить квалификацию и опыт педагогических кадров города: доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений составила в 2010 году 12,6 % и будет сохраняться на этом уровне в перспективе 2011-2013 годов.  Численность прочего персонала составила в 2010 году 1 282 человека (рост на 0,9 % к уровню 2009 года по причине заполнения вакантных ставок в учреждениях).

Всего в школах города (53 единицы) в 2010 году обучалось 17 436 учеников в 765 классах. Хотя это на 6 % выше уровня 2009 года, расти данный показатель в перспективе 2011-2013 годов не будет. Средняя стоимость содержания одного класса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городском округе составила 683 842,5 тысяч рублей, что на 26 % выше уровня 2009 года. Это связано, в первую очередь, с общим ростом объемов расходов на образование: с 1 533 551,0 тысяч рублей в 2009 году до  1 840 178,5 тысяч рублей в 2010 году (рост на 20 %). При этом общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату труда возрос в 2010 году на 17 % по сравнению с 2009 годом.

Важным компонентом образовательной системы является дополнительное образование. В систему дополнительного образования Петропавловск-Камчатского городского округа включены девять учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы по направлениям: техническое, спортивно–техническое, эколого–биологическое, туристско–краеведческое, спортивное, художественное творчество, культурологическое и другие. Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, составила в 2010 году 9 375 человек (это 36 % детей в данной возрастной категории). К сожалению, существенного роста данного параметра в перспективе не произойдет – сказываются инфраструктурные и финансовые ограничения. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование сложился в 2010 году на уровне 272 262,7 тысяч рублей (рост на 53,7 % по отношению к уровню 2009 года), из них на оплату труда и начислений на оплату труда истрачено 230 409,8 тысяч рублей или 84,6 % всех ассигнований.

3.4. Физическая культура и спорт

Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила в 2010 году 22 158 человек (рост к уровню 2009 года на 22 %, в первую очередь благодаря вводу в строй целого ряда спортивных объектов, в том числе физкультурно-оздоровительного комплекса «Звездный»). В перспективе параметр будет возрастать в среднем на 8 % в год.

Тем не менее, существенной проблемой остается уровень спортивной инфраструктуры: уровень фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта в городском округе от нормативной потребности составил в 2010 году 46,1 % по спортивным залам, 27,9 % по плоскостным спортивным сооружениям, 11,6 % по плавательным бассейнам. Изменить ситуацию кардинально без существенных инвестиций не представляется возможным.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на физическую культуру и спорт в 2010 году составил 28 746,0 тысяч рублей, что почти в 3 раза больше уровня 2009 года. В перспективе данный параметр будет возрастать в среднем на 6-7 % в год.

3.5. Культура

Развитие социальной сферы неотделимо от удовлетворения культурных запросов населения. Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, в целом невелика (3,1 % в 2010 году). Это связано с тем, что подавляюще число такого рода мероприятий чаще всего бесплатно для населения (удельный вес населения, принимающего участие во всех культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, платных и бесплатных,  составил в 2010 году около 85 %). Негативно влияет на развитие сферы культуры низкая обеспеченность объектами соответствующей инфраструктуры (по клубам и учреждениям клубного типа – 6 %, по паркам отдых – 50 %, относительно благополучна ситуация с библиотеками  - 94 %).

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на культуру составил в 2010 году 87 269,6 тысяч рублей, что на 35 % выше уровня 2009 года. 69,2 % всех расходов на культуру составили оплата труда и соответствующие начисления.

4. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, возрастает. В 2009 году на одного жителя приходилось 22,53 кв. м. жилых помещений (на одного жителя введено в строй 0,18  кв.м. жилья или 2,49 квартиры на 1000 человек населения). В 2010 году – 23,5 кв.м. (по оценке будет введено 0,23 кв.м. на каждого жителя в течение года или 2,9 квартиры на 1000 человек населения). Это связано с вводом в строй в 2011 году значительного числа незавершенных объектов предшествующих периодов (32,1 тысяч кв.м. или 568 квартир). В перспективе 2011-2013 годов объем жилищного строительства стабилизируется на уровне примерно 35,0 тысяч кв.м. в год. Этому будут способствовать рост численности населения и его общая покупательная способность.

Значимым событием 2009 года является утверждение корректировки генерального плана Петропавловск-Камчатского. Первый генеральный план Петропавловска-Камчатского утвержден 18 апреля 1967  года. Последние изменения в Генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа внесены решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 № 697-р. В 2010 году утверждены Правила землепользования и застройки приняты Решением Городской Думы ПКГО № 294-нд от 12.10.2010. Также в 2010 году утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2010-2025 годы (Решение Городской Думы ПКГО № 961-р от 15.12.2010) – один из первых документов такого уровня и качества в Российской Федерации.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика

Реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства является важной составляющей частью стратегии развития городского округа.

В рамках реализации норм Федерального Закона № 185-ФЗ  от 21.07.2007 администрация городского округа проводит активную работу по созданию конкурентного рынка услуг по управлению жилым фондом. Жильцы смогли самостоятельно выбрать форму управления своим многоквартирным домом либо это было сделано через конкурс в соответствии с нормами законодательства. Поэтому уже в 2011 году доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие городского округа в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа, кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, составит 100 % (после ликвидации МУП «Горизонт» и МАУ «УЖКХ»). Это значит, что в Петропавловск-Камчатском городском округе уже в 2011 году не останется управляющих компаний с муниципальным и государственным участием. Благодаря проведенной работе в сфере управления многоквартирными домами Петропавловск-Камчатский получил возможность участвовать в реализации Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.07 «О фонде содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства», при этом удалось консолидировать для проведения капитального ремонта многоквартирных домов 375,0 миллионов рублей.

Администрация городского округа ежегодно обеспечивает стопроцентный уровень подписания паспортов готовности, как для жилых домов, так и для объектов коммунальной инфраструктуры.

Активно ведется работа по повышению дисциплины платежей собственников и нанимателей жилья. Уровень собираемости платежей, с учетом внесенных в отчетный период платежей в счет погашения ранее возникшего долга, возрос с 91,13 % в 2009 году до 91,7 % в 2010 году. Предполагается, что средний уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составит в перспективе 2011-2013 годов не ниже 90-93 %, хотя, безусловно, необходимо стремиться к росту собираемости платы.

Петропавловск-Камчатский городской округ отказался от перекрестного субсидирования в сфере коммунального хозяйства, с 2010 года отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения составляет 100 %.

Продолжаются мероприятия по оснащению зданий и сооружений городского округа приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Так, ими уже оборудовано 100 % учреждений бюджетной сферы городского округа. С 2009 года реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2012 годы», финансируемая за счет кредита Российского банка реконструкции и развития и бюджета Камчатского края. Все это позволит существенно увеличить в 2010 году по сравнению с 2009 годом долю объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета: по горячему водоснабжению до         29 %, по холодному водоснабжению до 55,3 %, по тепловой энергии до 39,6 %, по электроэнергии до 98,8 %. Ожидается, что в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23.09.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 2012 года все жилые дома и нежилые здания, подлежащие обязательному оприбориванию, на территории города будут оснащены приборами учета и перейдут на стопроцентные расчеты за потребленные ресурсы по данным приборов.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет будет возрастать (с 13,8 до 17 % за период 2009-2010 годов и с 27 до 57 % в период 2011-2013 годов).

Важное направление работы – благоустройство территории Петропавловск-Камчатского городского округа, в том числе в рамках действующей муниципальной и краевой целевых программ. В период 2011-2013 году в городе будет построена или реконструирована 191 детская площадка, площадь произведенного озеленения составит за аналогичный период 23,0 тысячи кв.м. До 24,8 % возрастет доля освещенных частей улиц, проездов и набережных в 2011 году против 21,8 % в 2010 году. Однако такие темпы совершенно недостаточны и ставится цель в 2013 году приблизится к показателю 29-30 %.

6. Организация муниципального управления

6.1. Общие показатели

Существенное воздействие на параметры социально-экономического развития окажут итоги переписи населения 2010 года. По данным переписи, численность населения городского округа на 01.01.2011 года – 179,4 тысячи человек (на 01.01.2010 – 178,4 тысячи человек). Основные демографические тенденции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа: преобладание уровня рождаемости над уровнем смертности при замедлении темпов рождаемости и росте смертности; положительное сальдо миграции. Таким образом, несмотря ни на что, численность населения города в среднесрочной перспективе медленно, но постепенно будет возрастать.

6.2. Муниципальное имущество

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) остается незначительной и продолжает сокращаться – с 2,7 % в 2009 году до 2,5 % в 2010 году. По оценке данный параметр составит 0 % после завершения в 2013 году всех соответствующих процедур банкротства.

Продолжается реформа сети бюджетных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На текущий момент доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе составляет 4,7 % (против  3,8 % в 2009-2010 годах), однако возрастет, благодаря изменению правового статуса значительного числа учреждений бюджетной сферы до 36,5 % в 2012-2013 годах. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.

6.3. Бюджетная политика

На протяжении ряда лет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа проводит последовательную бюджетную и налоговую политику, как прямое продолжение политики, проводимой на государственном уровне и в Камчатском крае. Несмотря на сложное финансовое положение в Российской Федерации для Петропавловск-Камчатского городского округа решение основных задач, поставленных государством по выполнению вопросов местного значения,  явилось трудным, но выполнимым.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) была в 2009-2010 годах стабильна 66,7-66,8 % и после незначительного спада в 2011 году (по оценке – 59,8 %) будет устойчиво возрастать.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования остается относительно стабильным (рост в 2010 году на 19 % по сравнению с 2009 годом) и после существенного скачка в 2011 году (за счет средств федерального бюджета в рамках программы благоустройства городского округа) будет оставаться на примерно равном уровне.

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в 2010 году уменьшился по сравнению с 2009 годом на 11,3 %. В 2011 году данные расходы составят 359,0 млн. рублей и предполагается, что этот показатель на протяжении ряда лет останется стабильным за счет оптимизации числа муниципальных служащих и внедрения новых информационных технологий. Стоит отметить, что показатель объема данных расходов, на текущий момент, ни в 2010, ни в 2011 году не превысил уровень 2009 года. Это позволяет удерживать показатель душевых расходов на содержание органов местного самоуправления на уровне 2,0 тысяч рублей на одного жителя города в год.

6.4. Оказание муниципальных услуг

Развитие сферы оказания муниципальных услуг должно быть тесно увязано с перечнем компетенций органов местного самоуправления, установленных Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень оказываемых услуг медленно, но постепенно возрастает и будет возрастать (54 услуги в 2009 году, 57 услуг в 2010-2012 годах, 60 услуг в 2013 году).

Приоритетное направление здесь – полномасштабный переход на использование принципа «Одного окна» и внедрение электронных услуг в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7.12.2009 № 1993-р. Сегодня некоторые услуги в Петропавловск-Камчатском городском округе можно получить и в электронном виде, в том числе, например, поставить ребенка на очередь в детский сад. Таких услуг в 2013 году будет уже 6 (в 2011 году, по оценке, не менее 4).

7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Основные предполагаемые мероприятия в части повышения энергетической эффективности определены постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.06.2010 № 1849 «Об утверждении плана мероприятий Петропавловск-Камчатского городского округа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Указанное постановление, равно как и муниципальная долгосрочная целевая программ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2020 годы» (постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.07.2010 № 2305) направлены на выполнение в полном объеме требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сам факт сокращения потребляемых энергоресурсов еще не означает энергосбережения как такового. Учитывая, что Петропавловск-Камчатский продолжит свое социально-экономическое развитие, потребление энергоресурсов промышленностью, населением и сферой услуг будет только возрастать. При этом можно предполагать, что единственным реальным стимулом к сокращению потребления энергоресурсов в многоквартирных домах станут повсеместная установка приборов учета и увеличение ряда нормативов потребления, в первую очередь – электроэнергии. Поэтому с учетом реализации законодательства в сфере энергосбережения потребление коммунальных ресурсах в многоквартирных домах будет снижаться медленными темпами – до 1 % в год.

Сложность также состоит в том, что внедрение энергосберегающих технологий началось в Петропавловск-Камчатском городском округе еще в 2006 году, поэтому самые основные и дешевые способы уже были использованы (экономия по отдельным видам ресурсов достигала 20 %), поэтому сегодня внедрение новых технологий представляет собой трудоемкое мероприятие.  Кроме того, учитывая темпы роста населения, внедрение нового оборудования (например, модернизация пищеблоков), обновление парка компьютерной техники, ввод в строй новых детских садов и поликлиники приведет у росту потребления энергоресурсов, хотя удельный расход будет иметь тенденцию к уменьшению в среднем на 0,5-1 % в год. Поэтому стоит особо обратить внимание на то, что хотя общие показатели отпуска коммунальных ресурсов могут медленно, но расти, в сопоставимых показателя Петропавловск-Камчатский все равно будет выигрывать.

8. Расчет неэффективных расходов Петропавловск-Камчатского городского округа в 2010 году

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления производится согласно методике мониторинга, утвержденной  распоряжением Правительства РФ о 11 сентября 2008 года № 1313-р.

В части неэффективных расходов в сфере здравоохранения необходимо отметить, что фактические параметры общего числа работников здравоохранения, объема оказанной стационарной, амбулаторной и скорой медицинской помощи не превысили нормативов, установленных Постановлением Губернатора Камчатского края от 02.04.2009 № 85.

Вышеупомянутое Постановление Губернатора Камчатского края не дает нормативных показателей для расчета неэффективных расходов в части управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения. Тем не менее, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа продолжит работу по оптимизации расходов в сфере здравоохранения. В предстоящей трехлетней перспективе число занятых в данной отрасли возрастать не будет, как и объем коечного фонда.

Мониторинг показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений показывает, что в 2010 году объем неэффективных расходов на общее образование составил 302 255,6 тысяч рублей, из которых  256 235,1 тысяч рублей неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении прочего персонала (84,8 %) и 46 020,4 тысяч рублей неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в общеобразовательных учреждениях 15,2 %). В общей сложности неэффективные расходы составили 16,4 % всех расходов на общее образование в 2010 году.

Расходы, связанные оплатой труда прочего персонала имеют место из-за того, что численность такого персонала (1 282 человека) существенно превышает оптимальную расчетную величину (612 человек). Методикой определения показателей эффективности управления ресурсами установлено 53-процентное соотношение прочего персонала к численности учителей. Однако данное соотношение не учитывает численность работников школьных столовых. Это приводит к увеличению процентного соотношения численности работников прочего персонала и соответственно к увеличению показателя объема неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала (так, только в 2009 году численность работников школьных столовых составила 122 человека). Помимо этого влияние на рост неэффективных расходов оказало увеличение средней заработной платы прочего персонала в 2010 году на 19,6 %.

Неэффективные расходы, связанные с наполняемостью классов связаны с тем, что показатель средней наполняемости классов в Петропавловске-Камчатском (22,8 ученика на 1 класс) ниже рекомендованного оптимального уровня (25 учеников на 1 класс). Это обусловлено наличием в школах, расположенных в отдаленных районах города (п. Дальний, п. Авача, р-н Кирпичики) классов, в которых средняя наполняемость составляет 15 человек и 10 человек. Чтобы значительно сократить объем неэффективных расходов нужно закрыть эти школы и распределить учеников по иным общеобразовательным учреждениям города. Такое радикальное решение, по опыту предшествующих лет, может привести к недовольству населения, росту социальной напряженности и сложностям для учащихся школ.

Неэффективные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства складываются из расходов на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения (81 524,8 тысяч рублей) и расходов на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги (1 580,6 тысяч рублей). В общей сложности сумма неэффективных расходов в сфере ЖКХ составила в 2010 году 83 105,5 или 7,1 % всех расходов в данной отрасли (по оценке неэффективные расходы в сфере ЖКХ в 2011 году сложатся в объеме 79521,2 тысяч рублей за счет отказа от расходов на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги, это составит 5,9 % всех расходов городского округа на ЖКХ в соответствующем периоде).

Неэффективные расходы на муниципальное управление в 2010 году отсутствовали, так как факт расходов на содержание органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа (332 448,2 тысяч рублей) не превысил норматив расходов на содержание органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, установленный Постановлением Губернатора Камчатского края от 04.12.2009 № 466-п (334 595,4 тысяч рублей).

Таким образом, общий объем неэффективных расходов составил в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2010 году 385 361,0 тысяч рублей или 4,9 % всех расходов местного бюджета. Работа по оптимизации неэффективных расходов будет продолжена и впредь. Этому будет служить, в том числе, Программа повышения эффективности бюджетных расходов Петропавловск-Камчатского городского округа, которая разрабатывается на текущий момент.

 

Приложения к аналитической записке: doklad-glavy-za-2010-god.zip [34,61 Kb] (cкачиваний: 138)