ГлавнаяЛента новостей » Знаменательные события » 65-летие Победы ⁄ Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны


7 мая 2010 12:21 | Просмотров: 5802

Первым из ушедших на фронт камчатцев высшую награду государства - звание Героя Советского Союза получил Василий Александрович Борисов. К июлю 1942 года, командуя звеном авиации дальнего действия, майор В.А. Борисов совершил 80 боевых вылетов во вражеский тыл на бомбардировку стратегических объектов. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 31 декабря 1942 года.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

На СРВ во время войны выполнялись заказы, связанные не только с судоремонтом, но и непосредственно для фронта.  В цехах верфи изготовлялись снаряды.
В литейном цехе делали мины и «лимонки», а в инструментальном –  гранаты.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

Уинстон Черчилль назвал ленд-лиз – международный договор о системе передачи  вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. материалов, «самым бескорыстным актом в истории всех стран», И.В. Сталин назвал его «чрезвычайным вкладом в победу, без которого победа была бы иной».

За войну Петропавловский морской и рыбные порты переработали 1,6 миллионов тонн грузов, в основном по ленд-лизу. Грузов было так много, что они складировались в сквере Свободы, везде, где только было возможно, в центре города, на пустырях четвертого километра.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

В 1942 году Камчатский областной комитет определил ряд категорий населения, которым запрещалось выдавать карточки на получение продовольственных и промышленных товаров.
Некоторые  группы населения не имели права  получать карточки. Это:     

Лица, не работающие на госпредприятиях и в организациях: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины в возрасте от 16 до 50 лет;

единоличники и члены их семей;

в 1944 г. в список были внесены надомники из кустпромкооперации, не выполнившие норм выработки.

 

 

Грандиозной стройкой периода Великой Отечественной войны стало возведение Петропавловского морского торгового порта. Его строительство стало стратегической необходимостью для получения грузов по ленд-лизу из США. Незамерзающая накрепко Авачинская губа и порт стали востребованы. Порт становился перевалочной базой поступающих грузов. Здесь он накапливался, складировался, а затем перегружался на суда с небольшой осадкой и направлялся во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре.

 

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

Не только продовольственная карточка, колхозный картофель обеспечивали продуктовый прожиточный минимум населения.  В тяжелые военные годы колхозам, совхозам, торговым организациям в жёстко административном порядке давались задания по заготовке продуктов дикой природы.

Задания по сдаче продуктов для  заготовки включали рыбу, дичь, яйца морских птиц, дикоросы (черемши, грибов, жимолости шиповника, рябины, кедровых орехов). Задания были напряженными и порой непосильными, но население понимало их необходимость и принимало участие в выполнении.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

Жители Камчатки, как и все граждане Советского Союза, собирали деньги и ценности для фронта.

Средства собирались на строительство боевой техники: на постройку самолетов и танков. Так собирали деньги и ценности на танковые колонны "Камчатский рыбак", "Советская Камчатка" и на эскадрильи самолетов "Камчатка – фронту", "Связист."

 

На о. Матуа существовал великолепный аэродром, действующий в любое время года.

Под бетонным покрытием были проложены трубы с термальной водой, которые препятствовали оледенению взлетно-посадочной полосы. Еще одним удивительным фактом было расположение аэродрома, позволявшее взлет и посадку даже в ураганный ветер. Таким образом, обеспечивалось рабочее состояние аэродрома, учитывая природные условия  острова.

 

По инициативе Командующего Камчатской военной флотилией, Героя Советского Союза, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина был открыт Музей Боевой Славы, восстановлена 3-я батарея Максутова, также ему удалось добиться посмертного присвоения звания Героя Советского Союза матросу Петру Ильичеву.

По ходатайству военных моряков, ветеранов Великой Отечественной войны, жителей города Петропавловска-Камчатского в 1996 году площадь перед Домом офицеров Петропавловск-Камчатского гарнизона было присвоено имя вице-адмирала Щедрина Григория Ивановича.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

Именами героев  Великой Отечественной войны, героев  Советского Союза  названы улицы г. Петропавловска. Это -  улица Ильичева Петра Ивановича (пос.Завойко),  улица Вилкова (ост. «Богородское озеро»),  улица  Пономарева Дмитрия Григорьевича (ост. «Садовая»), улица Гавриила Федоровича Кирдищева (район «Бама»).

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны
 

Боевые действия во время Курильской десантной операции  проходили только на острове Шумшу.

Замысел операции состоял в том, чтобы внезапной высадкой морского десанта овладеть о.Шумшу, и, используя его как плацдарм, захватить остальные острова Курильской гряды: Парамушир, Матуа, Онекотан, Шиашкотан, Симушир, Уруп.

 

Интересные факты из жизни Камчатки в годы Великой Отечественной войны

 

В годы войны хозяйственный комплекс Камчатки претерпел существенные изменения. Интенсивно развивалась рыбная промышленность, расширялся судоремонт и порты. Все это требовало квалифицированных кадров. Именно в годы войны на полуострове впервые сложилась система морского и рыбохозяйственного образования из профессиональных и среднетехнических учебных заведений.

Ряд учебных заведений морского и рыбохозяйственного профиля, появившихся на Камчатке в 1941-1945 годах действуют в настоящее время. Это - Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Наркомата рыбной промышленности СССР (1942 г.) – ныне колледж КамчатГТУ,  Микояновская школа фабрично-заводского обучения (поселок Микояновский, переименованный в Октябрьский, 1943-1944 гг.) – ныне профессиональное училище №2 и  Учебно-курсовой комбинат Главкамчатрыбпрома (1945 г.) - ныне учебно-курсовой комбинат.

 

В годы войны строительство Петропавловского морского торгового порта, курировал Уполномоченный  Государственного комитета Обороны, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин. В то время начальника строительного участка, который располагался на узкой косе, выходе в Петропавловскую гавань, на которой сейчас стоит здание Морского вокзала, звали Петр Котт. А саму косу строители называли «кошкой».

 Как-то в конторе раздался телефонный звонок. Борис Павлович  Проценко берет трубку, слышит начальственный голос Папанина: «Где Котт?». На что Проценко, совершенно спокойно, не задумываясь отвечает - «На кошке». Голос на другом конце провода вскипает: «Вы что, за дурака меня считаете? Через несколько минут на участок влетает машина, из которого выскакивает, хватаясь за пистолет Папанин.