ГлавнаяСоциальная сфера » Образование ⁄ Не бояться тратить себя…
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Не бояться тратить себя…


8 апреля 2011 12:28 | Просмотров: 767

Отгремели фанфары торжественного финала ежегодного конкурса «Учитель года», награды обрели своих победителей, а мы узнали имена тех, кто каждый день удивляет и  открывает мир нашим детям – будущему нашего города, края, страны.

Но как работают эти люди, как справляются с возникшими сложностями, что ценят более всего – об этом мы решили подробно расспросить героев прошедшего конкурса.

 

Галина Таскина – «Педагог-психолог года»

 

Выбор будущей профессии Галина Николаевна Таскина сделала ещё в девятом классе. Её мама работает военным психологом, поэтому обо всех тонкостях профессии Галина знала с самого детства не понаслышке. «Дома всегда были самые разнообразные книги по психологии, которые я с удовольствием читала. Интересовалась этой профессией, когда была ещё подростком», – вспоминает молодой педагог.

Повлияла на любовь к профессии психолога не только мама, но и университетские преподаватели Галины – Ирина Берестова, Евгения Птичкина. «Я бы хотела быть похожей на них, стремиться к их мастерству».

Работать в школе №24 Галина Николаевна начала ещё в студенчестве. С её появлением были внедрены в образовательный процесс уроки психологии для старшеклассников, комплексная психологическая диагностика, которая за довольно короткий срок  позволяет изучить практически все особенности развития ребёнка. Это мыслительная, личностная, волевая сферы. Благодаря комплексу тестов можно получить информацию, полезную и для работы учителей, и для родителей.

«Главное моё правило в работе – это всегда заходить в класс с улыбкой, – рассказывает Галина Таскина. – Я должна быть спокойна и доброжелательна, что бы ни было у меня на душе, какие бы проблемы ни тревожили. Хотя отделять работу и личные дела очень сложно. Когда мы собираемся с коллегами где-то вне школы, очень часто ругаются наши мужья: надоели ваши педсоветы, никакого отдыха».

Но Галина Николаевна с пользой для работы использует свои личные знакомства. Например, в начале учебного этого года она пригласила на классный час байкера, который рассказал школьникам о правилах дорожного движения, разрешил посидеть на мотоцикле, примерить шлем. «Мой муж увлекается мотоциклами, и я с некоторого времени тоже увлеклась, – объясняет Галина. – Проехаться колонной, выехать куда-нибудь на природу на мотоциклах – это очень здорово. И когда к нам в школу пришёл байкер – молодой человек интересной наружности, это произвело настоящий фурор. Сначала класс сидел очень тихо, ловил каждое слово нашего гостя, а когда дело дошло до мотоцикла – тут настал апофеоз».

И это не единственный пример нестандартных уроков Галины Николаевны. «Однажды у нас был зачёт по психологии в девятом классе, и ребята к нему не подготовились. Я не стала ругаться и решила, что зачёт будет сдаваться в форме стихотворения, песни, сценки. Почему это было сделано? Во-первых, необычная форма для ребят, во-вторых, это же урок психологии: выйти и спеть перед всем классом песенку – это уже большая работа над собой.

Я считаю, что самое важное в моей работе – не потерять себя. В университете преподаватели проводили нам такую аналогию: иногда люди живут на капитале, а иногда – на дивидендах. Другими словами, есть те, кто делает ровно столько, сколько необходимо делать, а есть те, кто вкладывает в своё дело душу, сердце. Это, действительно, очень важно – тратить свои силы не больше, чем они у тебя есть, чтобы сохранить своё здоровье, сохранить себя. Но если не тратить, то тебе ничего и не вернётся. И чем больше ты вкладываешь души, эмоций, интеллекта, тем больше они начинают на тебя же работать.

Я в своей работе стараюсь не употреблять слово «помочь», я считаю, что психолог – это тот человек, который, прежде всего, поддерживает. Если я помогаю – это значит, что я стою выше человека. Но чем дольше помогаешь, чем больше тянешь его, тем сильнее этот человек становится зависим от тебя. А если ты рядом, ты не идёшь впереди или позади, и если человек споткнулся, то он может опереться на тебя, а  в следующий раз он будет, скорее всего, уже аккуратнее».

Принять участие в конкурсе «Учитель года» Галина Николаевна хотела давно, и вот, когда представилась возможность, она решила её не упускать. «Было страшно, ведь я – молодой специалист, неопытный. Я хотела больше посмотреть на этот конкурс изнутри, познакомиться с коллегами. Я совершенно не ожидала, что получу первое место, до последнего не верила в это. Я надеялась попасть хотя бы в тройку лучших.

Спасибо огромное моим близким, которые помогали мне участвовать в конкурсе. Они разыгрывали из себя подростков, на которых был рассчитан тренинг, сидели у меня дома в кружке, отвечали на вопросы, то есть мы репетировали. Без их помощи и помощи моих коллег мне пришлось бы нелегко».

 

Не бояться тратить себя…

  

Елена Сидорова – «Воспитатель года»

 

Принять участие в конкурсе «Учитель года» Елену Николаевну Сидорову убедили её коллеги. «Если бы не они, я бы, наверное, не решилась. На мне лежал большой груз ответственности, но раз сел в сани, так нужно ехать до конца. Тем более, что с такой поддержкой уже ничего не страшно», – рассказывает она.

Вот уже более пятнадцати лет Елена Николаевна работает воспитателем, последние пять лет – в детском саду №7, где она создала детскую лабораторию «Почемучка» – гордость детского сада.

Лаборатория «Почемучка» представляет собой набор подобранных инструментов, приборов и материалов, которые Елена Николаевна вместе с детьми использует в своих опытах. В основном проводятся опыты с водой, воздухом, детям очень нравится работать с магнитами. Также проводятся опыты наблюдения как краткосрочные, так и долговременные. Воспитанники Елены Сидоровой сами выбирают те опыты, которые им наиболее интересны.

К примеру, совсем недавно в лаборатории проводили опыт – как достать монетку из воды, не намочив при этом рук, не используя магнита. Ребята убедились в том, что воду можно извлечь из тарелки с помощью огня и другого сосуда. «Ещё один интересный опыт по созданию морской воды. Потом при помощи простых сырых яиц мы смогли определить, получилась у нас морская солёная вода или нет. Если яйцо тонет, то вода пресная.

Лаборатория помогает мне справляться с самыми непослушными детьми. Если пригрозить, что ребёнок из-за своего поведения не пойдёт в следующий раз в лабораторию, то он моментально исправляется. Это такой большой стимул, это очень подстёгивает их».

Источники, из которых Елена Николаевна черпает идеи, – это, конечно, литература. Книг по работе с детьми дошкольного возраста сейчас много, но особенно наша героиня выделяет среди них книгу Б.П. Никитина «Ступеньки к творчеству» и приводит из неё цитату, которую использовала в качестве своего девиза на конкурсе «Учитель года-2011»: «Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься».

Как считает Елена Сидорова, самое важное в её работе – любить и доверять детям: «Каждый раз убеждаюсь, что в доверительных беседах, не в специальных, а в свободных, информация у детей оседает и усваивается лучше. Но самое прекрасное – это наблюдать результат. Видеть, какими они были и какими становятся в процессе работы». Кроме этого, Елена Николаевна работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Эти дети требуют совершенно другого подхода, более индивидуального. В любом случае всегда под толстой корочкой заложен большой потенциал, который нужно раскрыть. И раскроется он или нет – это зависит от нас, воспитателей, – рассказывает Елена Фёдоровна. – И какой бы ни был ребёнок, относиться к нем нужно так, как я бы хотела, чтобы относились к моему ребёнку».

Профессию воспитателя Елена Сидорова выбрала неслучайно. Ещё школьные учителя пророчили ей работу с детьми. Но решающую роль при выборе профессии сыграли детские впечатления Елены. «Я очень хорошо помню свою воспитательницу в детском саду и самую первую учительницу, – рассказывает она. – Ирина Фёдоровна – моя воспитательница – запомнилась душевностью и добротой. Вот как сейчас помню, она даже песню какую-то нам пела. Детская песня, я уже не помню слов, но мотив всегда в моей голове. Через своё пение она передавала нам такую любовь и доброту. Теперь я пою и своим воспитанникам детские, русские народные песни. Иногда пою им песни со взрослым смыслом, и удивляюсь, что дети так воспринимают их. Обычно я слышу эти песни в исполнении моих воспитанников в раздевалке, когда мы собираемся на прогулку, или перед тихим часом.

Моя первая учительница – Лидия Фёдоровна – была первой учительницей у моего отца, была первой учительницей моего старшего брата. Можно сказать, что она всю семью провела через свою работу. Эта два человека оставили во мне что-то очень тёплое, душевное, особенное, то, что мне хочется передавать моим воспитанникам».

 

Не бояться тратить себя…