ГлавнаяСоциальная сфера » Культура ⁄ О древних поселениях ительменов на территории современного Петропавловска-Камчатского в XVII-XVIII вв.
Навигация по сайту
Навигация по разделу


Опрос
Как вы оцениваете доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа?

объекты и услуги доступны, меня все устраивает
объекты и услуги доступны не все, необходимо работать над повышением условий их доступности
объекты и услуги недоступны, требуется обеспечить условия их доступности
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

О древних поселениях ительменов на территории современного Петропавловска-Камчатского в XVII-XVIII вв.


5 марта 2010 08:34 | Просмотров: 940

На территории нынешнего Петропавловска-Камчатского находились поселения - остроги, острожки, об этом говорит большое число подлинных документов XVII-XVIII веков. Разными исследователями как XIX в., так и XX в. проводились археологические изыскания, и немало археологических находок указывают на то, что в данном районе ещё в неолитический период проживали ительмены. Найдено большое количество стоянок на юго-западном склоне сопки Мишенная, бухте Бабия, Большой океанской базе, озере Богородское, районе Сероглазки, Халактырке.

Современные историки и исследователи - Е.П. Орлова, Б.П. Полевой, И.С. Вдовин, В.П. Мартыненко, основываясь на первоисточниках - трудах С.П. Крашенинникова, Г.В. Стеллера, В.И. Йохельсона, сообщают об ительменских и корякских поселениях на этой территории, начиная с XVII века. Более ранние свидетельства о проживании в этих местах коренных жителей Камчатки отражены в работах Н.Н. Дикова, Т.М. Диковой, В.В. Антроповой и А.К. Пономаренко.

Впервые русские побывали в Авачинской губе осенью 1703 г. Тогда же, в 1703 г., был собран ясак (налог в виде пушнины) с аборигенов. Известны имена авачинских ительменов, которые первыми приняли русское подданство: Амшам, Медия, Мухпыря. В Музее книги при Государственной библиотеке в Москве сохранилось несколько ясачных книг, сделанных из бересты Иваном Петровичем Козыревским, который с 1712 г. стал заведовать сбором ясака. В них есть пометки и о сборе ясака с авачинских ительменов.

Витус Беринг во вторую Камчатскую экспедицию 1733-1743 гг. местом зимовки пакетботов «Св. Ап. Пётр»  и «Св. Ап. Павел» выбрал Авачинскую губу. Но Беринг прибыл не на пустое место. «...В Ниакиной (Петропавловской) давно существовало небольшое ительменское поселение», - пишет автор трудов по истории Камчатки Б.П. Полевой.

Крашенинникову довелось побывать в Авачинской губе только в марте 1739 г. Выписка из подлинного дневника Степана Петровича: «Марта 16 дня по утру часа в 6 с Налачевой поехали, а пополудни часа в 2 к Авачинской губе в Аушин острожек приехали». В своём труде «Описание земли Камчатки» он так же указывает на наличие поселений коренных жителей в этих районах. Он пишет: «А то место, где ныне губа сделалась было луговое, и ягод клюквы и шикши там довольно много, на нём стояли два балагана, в которых иноземцы (коренные жители) корм клали...». Исследователь знал о существовании Ниакина острожка, о том, что с Ниаки поступает в казну ясак.  Он упоминает о существовании близ устья реки небольшого ительменского селения Макошху, где тойоном  был Апауль.

Многочисленные археологические находки на отдельном скалистом останце около Халактырки свидетельствуют о  том, что ительмены жили в этом месте издавна.

А. Чириков писал графу Н. Головину 27 апреля 1741 г. из Гавани Святого Петра и Павла: «...с предложною моею покорностию, доношу: с начала октября прошлого 740 года и по настоящее время крестилось здешнего народу мужского и женского полу более полутора тысячи человек...указом в 734 г. велено крестившимся камчадалам давать свободы от ясачного платежу на 10 лет...».

Важных результатов при археологических раскопках достиг В.И. Йохельсон -  этнограф - исследователь народов Крайнего Севера. В 1910-1911 гг.  он производил раскопки в 13 местах Камчатки. На восточном побережье: на берегу Солёного озера, в бухте Богатырёвской над Солёным озером, в Сероглазке, на берегу р. Налычевой.

 В 1924 г. было организовано «Общество исследования края». Организатором его был один из первых представителей местной интеллигенции, учитель ительмен П.Т. Новограбленов. Кроме изучения богатств края, особенно полезных ископаемых, он в 1927 г. совершил экскурсию в бухту Тарья около Петропавловска-Камчатского «для осмотра древних стойбищ ительменов» и собрал там коллекцию поздненеолитических каменных изделий.

В 1928 г. Е.П.Орловой удалось обнаружить предметы быта древних ительменов живших в этом районе. По ее мнению, большая часть предметов относится к подъёмному материалу, которым особенно богаты были окрестности Петропавловска, где в старину возле Авачинской губы было сосредоточено густое население.

Начиная с 1961 г., на Камчатке велись систематические археологические разведки и стационарные раскопки Северо-Восточно-Азиатской комплексной экспедицией, возглавляемой Н.Н. Диковым - учёным археологом. В конце июля 1961 г. Н.Н. Диков проводил исследования на берегу Авачи и Авачинской губы. Были найдены следы древнеительменской культуры на берегу Раковой бухты, а так же в бухте Тарья. В 1970-е гг. XX в. Т.М. Дикова - учёный археолог, исследовала многослойную стоянку в с. Авача близ Петропавловска.

                                                                                           (По материалам КГОМ)